Пассажирский терминал аэропорта Новый Уренгой
Для северных народов чум — это символ дома, остановки, «стойбища» и одновременно путешествия, перемещения. Именно образ чума лег в основу концепции нового терминала — и теперь это самый крупный аэропорт в русской Арктике.
Новый Уренгой, мкр. Авиаторов, 8
фото © аэропорт «Новый Уренгой»
2017–2020
реализация:
2020–2022
19 000 м2
пропускная способность:
840 чел./час
количество стоек регистрации
12
количество телескопических трапов:
3
5
количество багажных каруселей:
2
количество магазинов и кафе:
9
количество машиномест на открытой парковке:
300
Twelve Architects & Masterplanners + Бюро Битус / Алекс Битус, Анастасия Казимирова, Анна Кирнос, Рис Беард, Мэт Картрайт
адаптация и проектирование:
R1
О Новом Уренгое в ближайшее время мы услышим неоднократно. Во-первых, это самый активно развивающийся город в Ямало-Ненецком округе, который в 2025 году готовится с размахом отпраздновать свое 50-летие.
Во-вторых, у грандиозных замыслов высокие шансы на исполнение: из 50 запланированных проектов 40 реализуются вместе с компанией «Газпром», для которой Новый Уренгой — «родина» сразу двух дочерних предприятий, и на них сегодня приходится 74 % всего добываемого газа в России.
Именно за такими «штаб-квартирами» крупных производственных корпораций следить интересней всего: в Альметьевске балом правит «Татнефть» и строит университеты и культурные центры, ОМК превращает Выксу в столицу индустриального туризма и стрит-арта, «Металлоинвест» реконструирует парки в Новотроицке. Но самая интересная «гонка» разворачивается в северных широтах — в экстремальных климатах, в вечной мерзлоте и за полярным кругом: просто потому, что прецедентов создания пресловутой «комфортной среды» в этих регионах крайне мало. И впору делать ставки, кто раньше научится «красиво жить»: Норильск, Мончегорск (при поддержке «Норникеля»), Якутск (с якутскими алмазами) или же вот Новый Уренгой с «Газпромом». Вырабатываются наиболее подходящие технологии строительства домов, изобретаются новые типологии. В конкурсе на реконструкцию центра Норильска, помнится, были проекты крытых теплых прогулочных галерей между жилыми кварталами. В Новом Уренгое, по заверению губернатора Дмитрия Артюхова, должны пойти еще дальше: построить променад с интегрированными спортивными объектами, которая снаружи будет выглядеть как снежная дюна, а внутри — как черноморский курорт с бассейном, площадками для пляжных видов спорта, магазинами, ресторанами, кафе, амфитеатрами и т.д.
Слова подкрепляются делами: в Ямало-Ненецком округе в этом году наконец-то вместо деревянных школ построили новые и современные. А самое парадоксальное, что постановка на равные чаши весов возведения нескольких вполне обычных зданий — и создания совершенно футуристичного объекта — для этих краев имеет даже некоторую логику.
Так или иначе, инфраструктурные объекты «к юбилею» действительно создаются, и довольно масштабные. Один из них — новый аэротерминал в Новом Уренгое: теперь это крупнейший аэропорт российской Арктики. Терминал построен ведущей аэропортовой компанией УК «Аэропорты Регионов».
Мы уже коротко писали об этом терминале в статье о новых российских аэропортах, которые становятся музеями. И неслучайно выше помянули деревянные строения, которые превращаются в нечто иное, более долговечное и технологичное. Вот и в случае с аэропортом на Ямале источником вдохновения для архитекторов стал чум — традиционное жилище коренных народов Севера; шалаш конической формы из деревянных жердей, покрытый войлоком или шкурами.
Чум — переносное, разборное жилье, неразрывно связанное с кочевым образом жизни народов Арктики, он укрывает и согревает кочевников. А значит, можно сказать, что чум — это один из символов путешествий и перемещений в пространстве в местной культуре. К образу чума и стойбища как раз и отсылает объемное решение нового аэровокзала: состоящий из «частокола» треугольников, он напоминает «чумовой» городок.
Внутри аэропорта — «как дома»: теплая гамма создает комфорт и уют, в бизнес-зале при любой погоде — северное сияние, а в оформлении торговых точек использован стабилизированный мох — напоминание о тундровой природной зоне, в которой расположен Новый Уренгой.
Кстати, есть в новом терминале и своя экспозиция — «Самоцветы Ямала». Прямо в пол вмонтированы небольшие ниши–«секретики» с «сокровищами» под стеклом: образцами и историей камней, от агата до корунда.
Суровый климат тоже сыграл свою роль — архитекторы придумали и спроектировали «теплый bus-gate»: интегрировали проезд для перронных автобусов непосредственно в здание аэропорта. Таким образом, автобус, ожидающий посадку пассажиров для доставки к воздушному судну, находится не снаружи, а внутри, в более комфортных условиях.
Впрочем, как и любой аэропорт, новый терминал в Новом Уренгое — это прежде всего сложное техническое и инженерное сооружение. Нужно было учитывать современные международные стандарты как по обслуживанию пассажиров, так и воздушных судов; закладывать определенные технологические требования к досмотровым процедурам, обработке багажа, логистике, распределению пешеходных потоков внутри здания и другим процессам производственной деятельности хаба.
Кроме того, некоторые технологии и материалы в условиях Арктики просто нельзя было использовать. Внешние фасады отделали композитными алюминиевыми панелями, внутренние стены — прочными и крупноформатными керамическими плитами.
Климатическими особенностями был продиктован и выбор ряда решений по тепло- и энергоснабжению здания, а также использованию энергоэффективных технологий.
В результате допустимый пассажиропоток, как и требовалось, увеличился в полтора раза, однако в архитектуре здания заложены возможности и для дальнейшего «расширения». И судя по всему, «чумовой» городок продолжит расти.