Образцово-показательный двор «Саин Юрт» в Казани

В Татарстане программа по преобразованию дворов при активном участии жителей запустилась в 2020 году. В первую очередь стояла задача сделать дворы комфортными и функционально приспособленными под разную аудиторию, с чем местные департаменты благополучно справлялись. Однако в некоторых случаях удавалось сделать гораздо больше: исследовать местную идентичность, сформировать новое «лицо» двора, наполнить его выросшими из контекста сюжетами. Так произошло с двором в Ново-Савиновском районе Казани: команда художников «Арт-посольства Супернова» добавила в проект аккуратного благоустройства «изюма» в виде аутентичных орнаментов, арт-объектов и сюжетов.

расположение:

Республика Татарстан, город Казань, Ново-Савиновский район, дворовая территория по ул. Мусина, д.68, д.68А, ул. Чуйкова, 25, 25А

фото:
Дмитрий Кудинов и Виталий Ким © Арт-посольство «Супернова»

проектирование:

15.09.2020–26.06.2021

реализация:
26.06.2021–29.08.2021

площадь двора:

23 412,6 м2 (состоит из 4-х земельных участков и фрагментов муниципальной земли)

количество домов:
4 (11 подъездов, 486 домохозяйств)

количество машиномест:
122 (40 добавляемых)

площадь добавленного асфальтового покрытия:
1395,9 м2

площадь ремонтируемого асфальтового покрытия:
3 956,9 м2

площадь добавляемых тротуаров:
1 828,2 м2

площадь ремонтируемых тротуаров:
2 398,9 м2

площадь песчаного покрытия:
699,5 м2

площадь озеленения:
2 950 м2

авторы проекта:

Арт-посольство «Супернова» / Дмитрий Кудинов, Данила Shozy, Василий LST, Сергей Акрамов, Александр Blot, Стив Картон
YVарх / Вячеслав Савельев

куратор проекта от Института развития городов Республики Татарстан:
Олег Гордиенко

руководство реализацией проекта:
Игорь Куляжев, Игорь Саляхутдинов, Комитет внешнего благоустройства Казани

историческая консультация:
Любовь Новикова, руководитель музея «Савиновские сюжеты в предметах»

Информация от архитекторов:

Участок относятся к четырем многоквартирным домам, построенным в 1986 и 1988 годах. Когда в 2021 году эта территория вошла в программу «Наш двор», на встречах жители отмечали прежде всего заставленность двора автомобилями, отсутствие детской площадки и вообще пространств для досуга и отвратительное состояние дорожных покрытий. Единственной отдушиной были скамейки под деревьями, где собирались местные бабушки, но в целом все смирились, что ничего хорошего с их двором уже не случится.

 

 

Вид двора до преобразований
Вид двора до преобразований
Двор после благоустройства
Двор после благоустройства

Для решения накопившихся проблем было решено вернуть двор жителям — совместно с управляющей компанией построить площадку для игры в баскетбол и детские площадки, а также выделить отдельную пешеходную зону борткамнями. Все парковочные места были вынесены на периферию двора. Кроме того, вместе с художниками «Арт-посольства Супернова» были проведены практики вовлечения жителей: команда «Суперновы» выступила в качестве кураторов, продюсеров, координаторов и исполнителей творческой составляющей проекта. Их задача заключалась в том, чтобы ознакомиться с проектом изнутри, проявить его особенности и предложить эффективные решения с учетом контекста места и его истории. Основным ограничивающим фактором стали сжатые сроки: творческая часть проекта была реализована за 34 дня.

 

Подбор орнамента для спортивной площадки, связанного с образом воды
Подбор орнамента для спортивной площадки, связанного с образом воды

Формирование концепции идентичности территории началось с изучения истории места, его культурных кодов совместно с Любовью Евгеньевной Новиковой, руководителем музея «Савиновские сюжеты в предмета». Так, проект получил название «Саин юрт» (Дом Саина): на месте, где расположена дворовая территория, были угодья Саина Болгарского (по одной из версий — основателя Казани). В дальнейшем «саин» укрепилось в названии деревни Савиново и рабочего поселка Савинка, которая и дала название современного района города (Ново-Савиновский район). И как раз в один из жилых домов при изучаемом дворе были переселены жители села Савинка.

Трансформаторная подстанция оформлена в природной тематике местных растений. Паттерн связан с лилиями, кувшинками и водой
Трансформаторная подстанция оформлена в природной тематике местных растений. Паттерн связан с лилиями, кувшинками и водой

Образ жизни всех, кто жил в этих местах, был связан с водой: они рыбачили, выращивали сельскохозяйственные культуры на заливных лугах Казанки и ее притоков, и их жилище было окружено лесными массивами. Еще один любопытный факт — рядом с территорией двора в прошлом работала водяная мельница.

В советское время эту территорию начали осваивать, вырубая деревья для строительства жилья. Постепенно участок осушали и вырабатывали торфяники — таким образом часть земель оказалась заболочена. Тогда для строительства многоквартирных домов организовали технический пруд — озеро малое Чуйково. Оно выполняло роль отвода грунтовых вод, «выдавленных» построенными домами.

Так сложился образ жителей, которые живут около воды, но в совершенно новой типологии дома, оторванной от истории места. Тем не менее, вода и земля — два ключевых локальных социальных триггера: у людей осталось ностальгическое чувство по доступности к природным ресурсам.

Поиск формы пергол
Поиск формы пергол
Использование затопленных стволов березы добавило теневым навесам шарма и уникальности
Использование затопленных стволов березы добавило теневым навесам шарма и уникальности

Творческую составляющую проекта можно назвать предметно-ориентированным искусством (site-specific art) — это творческие решения, которые погружены в контекст места их создания, они неразрывно с ним связаны. Если «вырвать» работу из контекста, то ее смысл теряется.

Одним из самых интересных моментов проекта можно считать использование найденных мореных стволов березы как опор для пергол. В процессе работы на одном из совещаний выяснилось, что на строительной базе управляющей компании находится искусственный пруд, в котором были обнаружены затопленные стволы деревьев. По информации владельца пруда, деревья пролежали в воде 50 лет. Стволы были вынуты из воды, отобраны, очищены и использованы в качестве опор. При этом текстура каждого ствола березы выглядит естественной и уникальной — природа выполнила основную часть работы, команде оставалось лишь использовать возможность подчеркнуть аутентичность элементов.

На бойлерную, как на источник воды и символ ее постоянного ее движения и циркуляции, нанесено изображение водяной мельницы
На бойлерную, как на источник воды и символ ее постоянного ее движения и циркуляции, нанесено изображение водяной мельницы

Многие решения стали отражением идентичности места — как, например, изображение водяной мельницы, которая исторически находилась на насосной подстанции неподалеку.

Сильно повлияло на сюжетное наполнение проекта общение с жителями прилегающих домов. Например, в работе Сергея Акрамова в арке изначально планировался более абстрактный растительный сюжет, но при общении с жителями проявились очевидные эндемики двора. Руками старшего поколения во дворе высаживались березы, черемуха, чайная роза — эти растения и отражены в итоговом изображении.

Получилось защитить придомовые садики жильцов, которым грозил рулонный газон, были организованы высокие клумбы для пожилых агрономов-любителей. В процессе реализации начались тотальные ремонты внутри квартир, что для нас ознаменовало изменение в мышлении людей: изменения снаружи повлияли на востребованность в комфорте и внутри помещений. На одном из фото зафиксирован матрац из такой квартиры — он сделан из мешковины и набит сеном. Очевидно, этот матрац был перевезен в этот дом в начале 1980-х из деревенского дома и использовался почти полвека — отражение культуры быта сельского человека.

Одним из спонтанных решений стал камуфляж лестничных переходов на двух 14-этажках. Отделка переходов и покраска дверей (зеленого цвета) явно выбивалась из общего восприятия. Поэтому сквозь 14 этажей «прорастили» водное растение с водными персонажами-обитателями фауны и сухопутное растение с птичками.

Что касается изменений функционального наполнения и благоустройства, то новый двор отвечает всем принципам республиканской программы «Наш двор»: приоритет пешеходам, разграничение потоков, организованная парковка и насыщение территории в соответствии с нуждами всех возрастов. В середине двора устроена площадка для перголы и сцены. На фоне сцены проглядывает разрисованная трансформаторная подстанция, концептуально оформленная растительным паттерном. Сцена выполнена в один уровень с покрытием двора и в свободное от мероприятий время будет использоваться как площадка для детских игр. Площадка для перголы и сцена отделаны тротуарной плиткой, которая по форме и по масштабу перекликается с фасадной советской бетонной плиткой.

Ситуационный план двора
Ситуационный план двора
Схема расположения объектов
Схема расположения объектов

Самое большое по площади пространство двора занято спортивной площадкой 28×16 м, на которую нанесена резиновая крошка с авторским рисунком, в котором считывается узор волны, а по цветам рисунок близок к образу воды. Вокруг площадка огорожена металлическими прутьями.

В центральной части двора уже растет густая ель высотой почти 4 м и выполняет роль новогодней ели. Ее дополнили новыми растениями, близкими нашей полосе: соснами и небольшими кустарниками.

Тротуары образуют кольцевой участок для катания на велосипедах и самокатах. Детские площадки выстроены по единой линии, вдоль которой расставлены скамейки для отдыха родителей и аудитории самого почтенного возраста. На внешнем контуре по периметру расположены велопарковки. Все парковочные места для автомобилей вынесены на внутриквартальный проезд и на внешний контур жилого дома к улице Чуйкова.

Проект называют образцово-показательным, но основная идея состоит в том, чтобы действительно сделать пространство для людей. Импровизация, прочувствование атмосферы места, эмпатия к людским историям и судьбам — фундаментальные принципы реализации любых социокультурных проектов.

читать на тему: