
Образовательный центр «Содружество» в Воронеже
Самая большая школа в России открылась в Воронеже в сентябре 2023 года. Проект, вдохновленный образом орбитальной станции, стал новаторским как в сфере образования, так и архитектуры. Создать уникальный объект, в котором с комфортом обучаются в одну смену сразу 110 классов, смогли специалисты проектного института «Гипрокоммундортранс» (ГКДТ).
Воронеж, ул. Академика Конопатова, 9
фото: Константин Толоконников © ПИ «Гипрокоммундортранс»
2020–2021
реализация:
2021–2023
10 га
общая площадь:
60 000 м2
этажность:
3-4
количество мест:
2 860
Проектный институт «Гипрокоммундортранс» / Алла Лалакина, Александра Шевцова, Сергей Лободин, Елена Баичева, Игорь Болдин, Диана Володина, Ирина Редкина, Абильхаир Балгереев, Елена Колтакова
Информация от архитекторов:
Образовательный центр предусматривает возможность профильного обучения в зависимости от интересов учащегося. Каждый ученик сможет получить глубокие знания в различных областях — от математики и биологии до искусств и иностранных языков. Еще на стадии проектирования получил народное название «мегашкола». Это неудивительно, ведь в одном здании необходимо было наладить образовательный процесс, питание, а также внеклассную работу для 2860 учеников. Масштабы будущей школы впечатляли, а в профессиональном сообществе вызывали бурные споры. Далеко не все верили в успех.
Однако в микрорайоне, где отвели участок под школу, велась активная жилищная застройка, а находящиеся неподалеку учебные учреждения уже на тот момент были переполнены. Поэтому вопрос нехватки мест в школах стоял остро. Решить его предстояло архитекторам ГКДТ, построив один многофункциональный и вместительный образовательный центр, количество учеников которого хватило бы на две стандартные школы. Но, как известно, возведение одного здания обходится дешевле, чем двух.
Нестандартная вместимость школы продиктовала отказ от традиционного подхода к планировочным решениям. Во-первых, архитекторы использовали принцип нелинейного расписания и уход от коридорной системы. То есть одно пространство перетекает в другое, а зонирование предусмотрено мебелью и оборудованием.
Во-вторых, вместо одной большой столовой в старшей школе проектировщики предусмотрели многоуровневый школьный ресторан с комфортной рассадкой детей за столиками. Обеденные залы расположены по вертикали (один над другим), что позволяет школьникам кратчайшим путем попасть в столовую на том этаже, где у них закончилось занятие. Еда доставляется на лифте, а пищевые отходы удаляются другим лифтом. Благодаря таким решениям за одну перемену без очередей и столпотворений удается накормить около 1000 человек. В начальной школе есть свой собственный обеденный зал.
В-третьих, школьные пространства легко трансформируются: перегородки отделяющие обеденные залы друг от друга и соседних помещений, дают возможность при необходимости создать новое пространство, к примеру, коворкинг.
Особое внимание специалисты уделили пожарной безопасности. Так как подобного масштаба детских образовательных учреждений нет, были разработаны специальные технические условия (СТУ).
Радиальная планировка, символизирующая процесс знаний, открытий, широкого кругозора повлияла и на форму объекта. Причем сначала это был древнеславянский символ солнца, но так как вместить и начальную, и старшую школу в один контур было бы невозможно — пришлось разделить эти потоки учеников на две обособленные части. Идея трансформировалась в космический объект — орбитальную станцию с двумя модулями, у каждого из которых собственное центральное ядро (атриум) и множество отсеков с классами. Начальная школа вместила 1040 учеников (малый модуль), а основная школа — 1820 мест (большой модуль). В каждой есть весь необходимый набор помещений для самостоятельного функционирования.
В старшей школе несколько обособленных учебных блоков, разделенных по таким направлениям, как наука, общество, техника и IT, искусство и спорт.
Центральное ядро — атриум высотой в 4 этажа с большими трансформируемыми рекреациями. Интересным решением стало размещение гардероба под трибунами амфитеатра. Благодаря заглублению на несколько ступеней, гардероб практически не заметен, и пространство таким образом используется функционально.
Во время реализации проекта в стране произошли два серьезных экономических кризиса. Первый связан с пандемией коронавируса. Локдаун вынудил отказаться от ряда зарубежных материалов, в том числе отделочных. В частности, при обустройстве фасада итальянские фиброцементные панели заменили на металлические кассеты с перфорацией.
Замена оборудования потребовалась и во время второго кризиса, связанного с СВО. К примеру, лифты компании Otis заменили на белорусские.
Тем не менее, опасения скептиков, которые не верили в успех проекта, уже остались позади. На первой торжественной линейке и дети, и родители отмечали, что школа не просто образовательное учреждение, но и настоящий арт-объект, которым Воронеж гордится.