
Образовательный комплекс «Точка будущего» в Иркутске
Посмотреть на то, какой должна быть современная школа, построенная не из соображений норм или экономики, а на благо детей и во имя их перспективного будущего, теперь нужно ехать не в Финляндию, а в Сибирь и на Дальний Восток. Первое подобное заведение, открывшееся осенью 2020 года в Иркутске, спроектировано силами датского бюро CEBRA и российского UNK Project, и это тот редкий случай, когда архитектура, образовательные и социальные задачи выступают единым фронтом.
Иркутск, Октябрьский АО
фото:
© «Точка будущего», UNK Project
проектирование:
2015
реализация:
2017-2019
20,9 га
общая площадь комплекса образовательных учреждений:
ок. 30000 м2
общая площадь поселковой зоны:
5459 м2
3500 м2 (20 домов по 175 м2)
площадь Центра социальной и психологической поддержки приемных семей:
209 м2
расчетное количество детей в школе:
1022 (сейчас — 670)
UNK project
(стадия «П»): Юлий Борисов, Юлия Тряскина, Илья Волков, Татьяна Тряскина, Александр Цукерман (ГИП) / CEBRA (архитектурная концепция)
ландшафт:
Vega Landslab
От детского дома к школе XXI века
Инициаторами проекта стали два уроженца Иркутской области: Сергей Чемезов, глава ГК «Ростех» и благотворительного фонда «Новый дом», и Альберт Авдолян — бывший владелец Yota и нынешний хозяин «А-проперти» и других активов. Оба имеют бизнес-интересы не только в Сибири, но и в Якутии — именно поэтому было объявлено, что следующая «Точка будущего» появится в Якутске.
Впрочем, в далеком 2013 году оба думали прежде всего о проблемах Восточно-Сибирского региона: Иркутская область занимает одно из первых мест в стране по количеству детей, оставшихся без попечения родителей (около 16,5 тыс. человек). Поэтому первичным желанием было построить для них новый дом — отсюда и название благотворительного фонда. Однако «Умная школа» — компания, привлеченная для разработки образовательной модели будущего учреждения — предложила нечто более революционное и инновационное: образовательный комплекс с поселком для постоянного проживания семей с приемными детьми. «Такая модель жизнеустройства приемных детей реализована впервые в мире, — рассказывает руководитель «Умной школы» Марк Сартан. — Есть, конечно, отдельные поселки для подобных семей; есть поселки с собственными школами. Но чтобы дети из приемных семей при этом перемешивались с обычными — исключительно наша уникальная идея». «Создание современного образовательного центра, где дети из приемных семей смогут познавать мир, учиться и готовиться к взрослой жизни на равных со своими сверстниками, станет важным шагом в решении проблем региона», — поясняет генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов.






Архитектура, предложенная консорциумом CEBRA+UNK Project, чей проект был выбран в результате международного конкурса, поддерживает эту идею: шесть корпусов школы представляют собой будто множество отдельных двухэтажных «домиков» (характерный для здешних мест морфотип и излюбленный прием датчан). Разные по форме, с нерегулярно расположенными окнами, с чередованием деревянных и металлических фактур на фасадах, они, тем не менее, соединены теплыми переходами (автономен только корпус детского сада) и накрыты единой, хоть и изрезанной, кровлей — как если бы абсолютно непохожие друг на друга дети — а именно таких здесь и собрали под одной крышей — встали в хоровод и крепко взялись за руки.
Этот «хоровод» обволакивает, порождает чувство безопасности и включенности в процесс абсолютно наравне с остальными «участниками». Тонкие колонны, облицованные алюминиевыми панелями с легким серебристым блеском, создают как будто бы одно защитное «кольцо» в переносном и буквальном смысле (перемещаться под образовавшимися по периметру галереями в непогоду гораздо комфортнее) — но при этом проницаемое и в любой момент «прорываемое»: как только ребенок будет готов, он сможет покинуть уютную школьную среду и выйти в открытый мир.
От адаптации к созиданию
На инклюзивности уникальные свойства «Точки будущего» только начинаются. Например, обучение в школе бесплатно для всех, и набор происходит в порядке живой очереди, без вступительных испытаний; преференции — только приемным семьям: детей из таких семей сейчас здесь чуть больше 100. При этом социальная адаптация сирот за счет взаимодействия с ровесниками с разным бэкграундом — лишь одна из задач, которую ставили перед собой разработчики концепции комплекса. «Наша образовательная модель идет дальше финской, — рассказывает Марк Сартан. — Та ограничивается фактически социализацией, а мы не просто помогаем вписаться в общество — этого уже недостаточно, — но учим созидать». «Наша задача — помочь ребенку с непростой судьбой с помощью профессиональных педагогов и наставников осознать себя, определить свою личную жизненную траекторию и вырасти сильной, уверенной в себе личностью», — со своей стороны подтверждает Альберт Авдолян.



В том, как это находит отражение в планировочных решениях, архитектор Юлий Борисов (UNK Project) проводит аналогию с офисами: если в советское время они представляли собой длинные коридоры с дверями в клетушки-кабинеты, обитатели которых после выполнения задания бежали с отчетом к начальнику в другой конец коридора, то сейчас — особенно у динамично развивающихся компаний — офисы представляют собой открытые пространства без перегородок. «Это позволяет людям мобильнее решать свои задачи, быстрее обмениваться мнениями: все процессы становятся эффективнее, а компания – более конкурентоспособной, — объясняет Борисов. — В школе то же самое: дети взаимодействуют не только с учителем-”начальником”, но и между собой, не сидят стационарно за партами, а объединяются в команды для решения конкретных задач. В каком-то смысле общественные пространства становятся, может быть, более важными, чем классы: они легче приспосабливаются под разные активности. Мы много ездили по европейским школам и видели, что именно там ученики сидят и делают домашние задания, творческие и научные проекты. Поэтому в “Точке будущего” несколько больших холлов с амфитеатрами. И такие пространства нужнее, чем обычные рекреации для бега наперегонки, — коридоры нужно превращать в функциональные рабочие места».
Так, в каждом корпусе есть просторный атриум: здесь не только проводят уроки и лекции, но и отдыхают на переменах — болтают, поют и танцуют под караоке. В таких же открытых пространствах проводятся «мозговые штурмы» по проектным студиям: начиная со старшей школы (с 7 класса) у каждого ученика есть свой тьютор, с помощью которого он готовит тот или иной проект.
«Проектное обучение само по себе не новость, — объясняют специалисты «Умной школы». — Но у нас оно заточено не столько на некий продукт, сколько на изменение себя самого и окружающей действительности. Что вы хотите изменить в себе? Это первый вопрос, который мы задаем нашим детям». И ключевой идеей на пути к осознанию этого оказывается ответственное распоряжение пространством. Недаром здесь все максимально прозрачно и все твои действия как на ладони: огромное число стеклянных поверхностей — разновеликие окна, чтобы в любое время года было достаточно света, зенитные фонари, панорамные стены в классах, помещениях детского сада и даже учительских делают образовательную среду еще более однородной и проницаемой. При необходимости окна можно закрыть ролл-шторами, для уединения идеально подходят небольшие звукоизолированные «домики»-диваны, свободно расставленные во всех общественных пространствах. Но зато прозрачные стены приучают к открытости и честности — и совсем не отвлекают от занятий, как может показаться (проверено на практике). Модульные парты, образующие практически неограниченное число комбинаций, с одной стороны, стимулируют объединяться в группы, а с другой — обеспечивают равноудаленную расстановку от учителя («У нас тут нет “камчатки», — с гордостью говорят педагоги). Спуститься в раздевалку возле залов в спортивном блоке с площадками для баскетбола, футбола, волейбола и двумя бассейнами можно по обычной лестнице — а можно по гигантской надувной горке (а подняться обратно по канатам или по стене-скалодрому).

Таким образом, пространство школы становится своего рода симулятором внешнего мира, и если ребенок научится им распоряжаться и добиваться с его помощью определенных результатов (то есть делать осознанный выбор), то и в реальности сможет проявить себя проактивной и креативной личностью. Недаром первые две недели в школе проходили без уроков: дети знакомились со своим новым «домом». А звонков между уроками здесь нет до сих пор: получился отличный тренажер по тайм-менеджменту. Отсутствие всяких ограничений, как известно, заставляет рано или поздно научиться ставить правильные рамки и цели самостоятельно, и результат получается качественно иным, чем если бы их ставил кто-то «сверху».
Школа как ресурс
Во время экскурсии на открытии «Точки будущего» чаще других, пожалуй, звучало слово «ресурс». Потому что ресурсы у комплекса действительно исключительные. Во-первых, для местных приемных семей: многие и раньше были готовы усыновлять детей, однако тех самых ресурсов у них было недостаточно. Теперь же вместе с обучением своих воспитанников в потенциально лучшей школе России они могут получить: современное комфортное и полностью готовое жилье (съемки заселения в эти новые дома напомнили финал программы «Квартирный вопрос» — столько же удивления и восторга); трудоустройство в образовательном комплексе (глава самой большой семьи с 11 детьми с момента переезда работает в школе охранником) и бесплатный доступ к услугам специально созданного на территории поселка Центра поддержки: здесь есть логопеды, дефектологи, юристы, социальные работники и психологи — специалистов, которых и в большом городе бывает не так просто найти.
Во-вторых, в комплексе создана новая для России образовательная система: вместо обучения предметам в соответствии со школьной программой, в «Точке будущего» используется индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его интересов и потребностей. С 2018 года около 600 педагогов Иркутской области прошли специальные курсы (по количеству часов равносильные еще одному полноценному образованию), и на сегодняшний момент порядка 100 специалистов — из тех, что показали наилучшие результаты, — вместе с разработчиками концепции жизненного проектирования подготовили свои учебные программы и теперь работают в центре. Остальные же применяют полученные знания навыки в других школах области. «Мы планируем приглашать учителей со всей страны: устраивать экскурсии, лекции, курсы повышения квалификации, — рассказывает Марк Сартан. — Наша задача — повысить уровень образования как минимум в регионе, как максимум — стать всероссийским ресурсным центром».


По его словам, «Точка будущего» должна выступить ключевым драйвером (и опять же ресурсом!) развития региона: «У нас нет задачи отобрать детей получше, накачать посильнее и забросить повыше на следующую ступень образования. Мы будем работать со всеми, кто придет в школу. Выпускники “Точки будущего” должны будут получать высшее образование в первую очередь в регионе: мы взаимодействуем с местными вузами и предприятиями, и наш “лифт” будет работать на на верхние профессиональные этажи региона, а не вовне». То есть «Точка будущего» — это способ Сибири и, шире, Дальнего Востока бороться за человеческий капитал: сначала его генерируя, а затем стимулируя здесь остаться (в том числе за счет связки с предприятиями инициаторов и учредителей школы, которые надеются, что в дальнейшем успешные выпускники помогут им поддерживать «альма матер», обеспечивая одновременно ее доступность и эксклюзивность).
И в-третьих, в России уж точно, а возможно и в мире нет такой высококлассно оборудованной школы. Сложно придумать что-то, чего здесь нет: физические и химические лаборатории, музыкальные и медиа-студии, спортивные и танцевальные залы, оранжерея с гидро- и аэропоникой, типография и киномонтажная, огромная библиотека, художественные и ремесленные мастерские, в которых учат делать электрическую разводку и собирать гипсокартонные перегородки (не говоря уже про керамику, шитье, слесарное дело и робототехнику). Все кабинеты разные и не похожи один на другой («как не похожи друг на друга наши дети», комментируют педагоги). По мере перемещения от детского сада к корпусу старшей школы пространства тоже как будто «растут» и становятся шире и просторнее. Отдельного упоминания заслуживает нейминг корпусов и помещений, совместно придуманный педагогами: от «Воздуха» (корпус младшей школы), «Космоса» и «Телепорта» до «Энергии» и «Огня» (спортивный блок).
Уроки, впрочем, можно проводить и во дворе: рядом с каждым корпусом есть подобия амфитеатров и элементы игровых комлексов, а 10 абсолютно разных тематических площадок, специально спроектированных Агентством развития территорий «Градостроительная школа» и компанией «Палп-Норд», можно считать самостоятельным обучающим и развивающим пространством.
Это здание, которое всем своим устройством учит одновременно интегрированности и свободе, свои оснащением — гибкости и адаптивности, расположением функциональных зон — активности и креативности. Это здание, способное заменить (и должное заменить) детям целый мир. И такой мощный средовой, пространственный и культурно-образовательный ресурс рано или поздно породит не менее мощный ресурс человеческий — в это здесь верится безоговорочно.
Подготовила Юлия Шишалова