Офис продаж квартир в жилом районе «Микрогород в лесу»
Необходимость организации офиса продаж нового жилого района «Микрогород в лесу» в Красногорском районе Московской области привела к тому, что между Митино и Отрадным «приземлилась» немаленького размера, но легкая и воздушная в прямом и переносном смысле конструкция, привлекающая к себе внимание всех, кто проезжает по Пятницкому шоссе. Впечатляющий и очень современный образ места будущих новостроек был создан еще до того, как началось строительство.
2012
Александр Ложкин
фото:
Алексей Народицкий
MOSSINEPARTNERS
Антон Мосин (рук.), Вера Казаченкова, Олеся Соколова, Станислав Кириченко
инженеры:
ООО «Инженерное бюро Цаммит»
пневмоконструкция:
ООО «ВЕКТОР-М»
Офис продавцов воздуха
Продажа строящейся недвижимости в России — занятие непростое хотя бы потому, что риэлтор, как правило, продает то, чего еще не существует. Продает не собственно дома и квартиры, а планы по их строительству. И когда потенциальный клиент приезжает взглянуть на свое будущее место жительства, он видит либо девственно чистое поле, либо, в лучшем случае, стройплощадку с медленно шевелящимися кранами и чем-то занятыми гастарбайтерами. Убедить человека купить то, чего еще нет, притом что он совершает, может быть, самую дорогую покупку в своей жизни — трудная задача. Для того чтобы ее решить и организуются офисы продаж, но это, как правило, либо утилитарные модульные конструкции на стройплощадке, либо удаленные от места действия офисы в бизнеcцентрах. В них и пытаются при помощи картинок, макетов и видеофильмов уговорить клиента вложить свои деньги именно в эту недвижимость, а не в проекты конкурентов.
Изначально, предполагалось что и у «Микрогорода в Лесу» все будет «как у людей». Девелопер планировал поставить стандартный сборно-разборный ангар, и бюро Антона Мосина было приглашено лишь для того, чтобы как-то украсить его. Амбиции заказчика, однако, шли дальше решения чисто практической задачи: он хотел, чтобы временное сооружение было «секси». Ангар «секси»? Архитектору показалось это не очень осуществимой идеей, и он предложил альтернативное решение — использовать быстровозводимую пневматическую оболочку, прочную, относительно дешевую, не требующую конструктивного усиления. Предложение было принято.
Появившееся сооружение на фоне сельских пейзажей выглядит инопланетным летательным аппаратом, случайно совершившим посадку в подмосковных полях. Его задача — помочь сомневающимся покупателям уверовать в реальность фантастичного: когда уже сейчас здесь происходит невероятное и приземляются космические пришельцы, проще представить, что через несколько лет вокруг появится город-мечта. Невозможное возможно, пусть до сих пор ничто даже не намекало на это: существующее окружение «Микрогорода» — жилмассивы, деревни, промзоны и кладбища — прямо скажем, не вдохновляет. Тем важнее изменить отношение к территории, и эфемерная конструкция, содержащая в себе вполне прагматичную функцию, эффективно делает это. Большой белый «блоб» с огромными овальными окнами-декольте, тремя каплями растекшийся по ландшафту, вызывает непреодолимое желание узнать, что у него внутри. Заманив же любопытствующих к себе в утробу, сексуально притягательный архитектурный объект предъявляет там посетителям ближайшее будущее данного кусочка Подмосковья — спланированный бюро SPEECH Сергея Чобана и Сергея Кузнецова район комфортабельной квартальной застройки, и их собственное возможное будущее — строящиеся здесь квартиры, точнее, их макеты в натуральную величину, полностью обставленные мебелью и предметами декора.
Внутри пневматического пузыря, архитектура которого вроде бы совсем нетипична для творческого почерка Мосина, скрываются прямоугольные объемы, своеобразные «дома в доме», в которых разместились и копии квартир, и видеозал, и кафе, и кабинеты менеджеров, и технические помещения. Весь набор функций распределен по трем зонам, которые условно можно назвать зонами выставок, продаж и отдыха — отсюда трехчастное деление объема на отростки-отсеки. Но это все же единое пространство, интригующе играющее с контрастом округлостей наружной оболочки и угловатых жестких форм «домов». Контрасты смягчены монохромной гаммой интерьера, в котором яркими пятнами выделяются только костюмы посетительниц да детская площадка, где коротают время юные чада в ожидании, пока их родители выберут им и себе новое жилище. Изначально планировалось, что объемы в интерьере будут цветными, видимыми снаружи сквозь прозрачные окна. Концепция изменилась под влиянием корпоративного стиля клиента и, мне кажется, что изменилась к лучшему.
Любопытно, что сооружение уже переросло свою первоначальную функциональную программу, превратившись в своеобразный клуб завтрашних жителей «Микрогорода». И, собираясь на совместные воскресные пикники, будущие соседи назначают встречи в «дутике».
Этот объект, надо полагать, ненадолго задержится на своем сегодняшнем месте, и временность пребывания также нашла отражение в его внешнем облике. Сегодня он здесь, а завтра, возможно, переедет на другую стройку. Авторы не скрывают, что вдохновлялись в том числе и образами традиционных жилищ кочевых народов: юрт, чумов, иглу, вигвамов.
Архитектура становится все менее и менее долговечной. Но это не значит, что она должна перестать быть архитектурой. Утилитарная задача продолжает оставаться одной из основных решаемых архитектором, но она отнюдь не единственная. Для строительства утилитарного сооружения не обязательно обращаться к архитектору, соблазн сэкономить на профессионалах при сооружении объекта, которому суждено стоять всего лишь два-три года, особенно велик. Но насколько эффективной, однако, может быть такая экономия? Какие практические задачи решает полезная площадь здания, девелоперу всегда понятно. А вот какие задачи решает архитектурная форма? В данном случае она в полной мере способствует трансляции эстетических переживаний наблюдателей в сферу коммерческих отношений и, в конце концов, привлечению клиентов строящихся объектов. Разве не это является главной задачей офиса продаж? И не эту ли задачу ставил перед архитектором заказчик, когда говорил, что хочет объект «секси»?
Комментарий архитектора:
Чем обусловлена столь необычная форма объекта?
Антон Мосин, руководитель бюро Mossinepartners: Изначально условия формулировались заказчиком просто: временное сооружение, которое можно быстро и недорого построить и которое будет выглядеть «секси». Вариантов временных быстровозводимых сооружений существует не так много, и идея надувной конструкции возникла сама собой. Нам казалось важным создать такой объем, который бы привлекал внимание и контрастировал с окружением, ведь одна из функций состоит в том, чтобы случайный человек, проезжающий мимо, удивился бы, заинтересовался, остановился и зашел внутрь. Офис продаж располагается в центре будущего жилого района «Микрогород в лесу», сама стройка находится на стадии котлована, и пока что продают, по сути, воздух. Заказчик хотел построить макет квартиры 1:1, в который можно зайти, где уже стоит мебель, висят лампочки, кафель на стенах. Для того, чтобы презентовать все это, нужен некий объем. Жилые комнаты ограничены стенами и прямыми углами, но пространство, как и зона комфорта человека, углов не имеет. Мы создали обтекаемую облачную форму, в трех отсеках которой размещаются разные функциональные зоны: блок квартир, свободно стоящий как экспонат посредине арочного «нефа», а также офис продаж и кафе.
Как было выбрано место под павильон?
АМ: Офис возведен на участке, где строительство пойдет в последнюю очередь. Когда там начнутся работы, павильон будет демонтирован. Ни с генпланом, ни со своим окружением здание никак не сочетается. Оно мобильно, при необходимости его можно переместить: демонтаж интерьера займет около недели, а на то, чтобы сдуть и упаковать оболочку, уйдет всего один день. Единственное, нужно будет заново отливать фундаментную плиту, что недешево и небыстро, но это в любом случае выгоднее, чем строить все заново.
Тяжело ли вам осознавать, что созданное вами так временно?
АМ: Отнюдь. Вокруг нас все ускоряется, и только архитектура продолжает оставаться громоздкой. Современный человек очень много перемещается по миру, он может получить работу в Китае, Мексике и должен быть готов к быстрому переезду. Благодаря развитию промышленности, транспортных и информационных технологий, для кочевой жизни сложились все условия, но жилья для номадов по-прежнему нет. Хотя время от времени появляются «образцовые» проекты. Например, дом «Футуро» Матти Сууронена. Но это лишь единичные эксперименты. А ведь многие сегодня не отказались бы от такой штуки с баллончиком, которую можно было бы раздуть до размеров дома.
Раньше костюм или автомобиль покупались на всю жизнь, но сегодня считается совершенно нормальным менять машину раз в три года — потребитель пробует разное и не боится проиграть. А в архитектуре дела обстоят по-старому, и ничто не развеивает «сакральность» профессии. Когда создаешь временную архитектуру, не нужно быть напыщенным и самовлюбленным, как если бы ты творил «застывшую музыку» или собирал «машину для жилья». Главная проблема современных архитекторов – в отсутствии самоиронии. Они слишком серьезно воспринимают самих себя и плоды своих трудов.
Кроме того, считаю, что чем более долговечно изделие, тем больше риска ошибиться. Архитектор может быть и хорошим и плохим — как и любой специалист. За последние годы в Москве сильно наследили именно плохие архитекторы. Как было бы здорово, если бы все, что они наделали, можно было сдуть и увезти!
Как и из чего сделана оболочка павильона?
Вера Казаченкова, главный архитектор проекта бюро Mossinepartners: Есть два вида воздухоопорных конструкций. Те, которые работают за счет разницы давления внутри и снаружи помещения, как правило, используются для перекрытия больших пространств, например спортивных арен. В нашем же случае применена самонесущая пневмокаркасная конструкция – два слоя ткани и воздух между ними, находящийся под давлением. Это баллоны от 20 до 70 см в диаметре, выгнутые в форме арок, из которых составляется объем. Вообще, подобная технология позволяет получить любую форму, за исключением разве что правильно прямоугольной. Из выстроенной нами модели в специализированной программе были получены выкройки, которые отправили на завод-изготовитель, где детали вырезают, сшивают и проклеивают. Благодаря прямой передаче данных с компьютера на станок все получается предельно точно.
В чем особенности и трудности проектирования подобных сооружений?
ВК: Основанием павильона служит железобетонная плита. Подобную конструкцию можно ставить хоть на утрамбованный грунт, но при наших масштабах уже надо учитывать ветровые нагрузки, и, кроме того, в офисе продаж сложное интерьерное пространство, которое нуждается в капитальном основании. Все коммуникации проведены через плиту, как и для обычного здания; инженерное оборудование совершенно стандартное. Была идея организовать отопление воздухом, которым надувается оболочка, но ввиду новизны технологии просчитать данное решение с ходу не смогли. Сроки были очень сжатые, и от этой идеи пришлось отказаться. Сейчас система теплоснабжения сделана с большим запасом, как будто стены вообще нет. Монтаж выглядит так: заливается фундаментная плита, в которой оставляются закладные детали. Когда плита сделана, привозят уже подготовленную ткань, она пришивается к закладным и надувается. Из-за того, что оболочка под давлением, она настолько плотно прилегает к основанию, что соединение герметично и дополнительная гидроизоляция не требуется.
А есть ли сложности при эксплуатации?
ВК: В зимний период ничего особо критичного не возникало. Помещение светлое — белая оболочка пропускает до 80% дневного света, и днем в павильоне искусственное освещение можно не использовать. Благодаря тому, что пленку ПВХ можно сделать прозрачной, в павильоне устроены «окна», через которые, как через стену из стеклоблоков, можно обозревать окрестности и стройку. Проблемы могут начаться в случае перебоев с электричеством, потому что в такой ситуации оболочка станет постепенно сдуваться. Но, во‑первых, конструкция теряет устойчивость не раньше, чем через сутки после отключения питания, а во‑вторых, длительное обесточивание не рекомендовано ни одному зданию.
Комментарий заказчика:
Откуда взялась такая нестандартная форма?
Андрей Нестеренко, генеральный директор RGI International: Форма была предложена Антоном Мосиным, и она отвечала нашим ожиданиям. Мы хотели сделать не просто офис продаж, но пространство, которое делится на несколько функциональных зон. Одну зону надо было сделать офисной, с рабочей атмосферой, где трудились бы менеджеры по продажам. Вторая зона должна была вместить эталонные квартиры. Это важно в силу двух основных причин. Во‑первых, RGI больше известна как компания, занимающаяся элитной недвижимостью, и это наш первый проект в сегменте «комфорт». Во‑вторых, мы начали продажи на самой ранней стадии строительства и хотели демонстрировать что-то более приближенное к реальности, нежели бумажные проекты. Кроме того, мы продаем квартиры с отделкой и нестандартной планировкой, и нужно было показать, как мы строим, какого качества отделочные работы, какая может быть планировка. Сам выставочный дом возведен как настоящий. Это кирпично-монолитная коробка, внутри которой сделаны три квартиры – одно-, двух- и трехкомнатная. Третью зону хотелось видеть гостевой, где можно посидеть, выпить чашечку кофе, полистать материалы, подумать, поразмышлять. Как правило, люди приезжают в выходной день, и, поскольку мы адресуем наш продукт семьям с детьми, в этой зоне предусмотрена игровая комната, где родители могут оставить детей, пока они рассматривают квартиры. В этой же зоне находятся санузлы и пеленальная. В итоге, когда мы собрали все функции, органично возникла трехчастная форма. Предложение сделать эту конструкцию надувной было обусловлено тем, что офис Андрей Нестеренко генеральный директор RGI International планировался на месте третьей очереди строительства. Всего запланировано семь очередей. Соответственно, нам требовалась мобильная конструкция многоразового использования. Мы хотели иметь возможность перемещать павильон по площадке. Впрочем, в процессе строительства очередность подверглась пересмотру, и, возможно, объект будет стоять на одном месте.
В течение какого времени вы планируете использовать павильон?
АН: Как минимум до конца строительства. Это три–пять лет. Но у нас есть и варианты дальнейшего использования. Мы не планируем ограничиться только «Микрогородом». Это продукт для нас новый, но он уже нашел отклик у аудитории, поэтому будут появляться новые проекты, новые площадки. Соответственно, как только будет закончен «Микрогород», мы перейдем на другие стройки, и с нами поедет наш офис продаж. Технология изготовления пневмокаркасных сооружений не нова, но в таких масштабах в России она еще не применялась.
Довольны ли вы качеством, технологическим исполнением самой оболочки и видите ли перспективы совершенствования данной технологии?
АН: Сама идея нам очень нравится, и мы рады, что у нас получился такой офис. Но мы столкнулись с некоторыми проблемами – например, с недостаточной шумоизоляцей. Для того, чтобы поддерживать конструкцию, ее необходимо постоянно поддувать, и мы не предполагали, что генераторы, которые обеспечивают нужный уровень давления, будут работать так громко. Сейчас с производителями оболочки этот вопрос уже решили: генераторы переместили, сделали шумоизолирующие короба. Мы фиксируем недочеты и решаем их. Конструкция нам нравится, но ее есть куда улучшать.
Когда у павильона закончится срок эксплуатации, будете ли вы делать новый?
АН: Скорее всего, да, потому что он уже стал нашей визитной карточкой, отдельным символом внутри бренда «Микрогород».
Интерьвью подготовила Алиса Прихудайлова