Osteria Betulla в Санкт-Петербурге

Минималистичный по своему характеру и очень архитектурный по своей подаче интерьер нового итальянского ресторана с неожиданными, но деликатными аллюзиями на храмовое зодчество.

расположение:

Россия, Санкт-Петербург, ул. 9-ая Советская д. 1

фото: Сергей Мельников

реализация:

2021

площадь:

86 м2

авторы проекта:
DA bureau

Анна Львовская, Борис Львовский, Фёдор Горегляд, Мария Романова, Юлия Кубитская

Описание от архитекторов:

Остерия Betulla – второй проект талантливого шефа Арслана Бердиева, основателя нашумевшего ресторана Birch. И Birch, и Betulla переводятся на русский как «берёза». Но если Birch работает с общеевропейскими кулинарными традициями, то Betulla сконцентрирована на итальянской кухне.

Концепция остерии Betulla - это простая итальянская еда в авторском исполнении, делающая упор в первую очередь на качестве продуктов. Важная черта всех проектов Арслана - это перфекционизм и неожиданная, удивляющая гостей подача блюд, что нашло отражение и в кухне остерии.

С самого начала мы стремились к образу "итальянской столовой", но в очень минималистичном и чистом ключе. Мы знали, как сакрально команда ресторана относится к своей работе и нам хотелось перенести это ощущение в визуальный образ. Так к нам пришла идея своеобразного "храма еды" - места, напоминающего лаконичную, минималистичную европейскую часовню, залитую светом.

При этом нам хотелось не просто воссоздать классический итальянский интерьер, а перенести осовремененный дух Италии в Петербург, используя традиционные цвета, формы и материалы.

В работе над этим проектом мы использовали архитектурную драматургию, которая присутствует в традиционных церквях. Гости заходят в помещение через сужающийся, спрятанный, затененный вход. Попадают сначала в первый, малый зал, с приглушенным освещением. А затем и во второй зал, уже залитый светом. Таким образом, гости плавно переходят от тени к свету.

Все оконные проемы в помещении (которое расположено в подвале, ниже уровня земли) мы расширили и опустили до уровня посадки, чтобы в помещение попадало больше света, и оно не воспринималось подвальным.

Повсюду мы расположили элементы, отсылающие нас к католической эстетике.

Центром первого зала служит метафорический алтарь - большой стол, за которым работает паста-шеф. Все столики развернуты к нему, благодаря чему создается эффект театрализованного представления и гости могут наблюдать за таинством создания пасты.

Во втором зале важным объектом стали как будто церковные скамьи, расположенные в центре зала. А акцентами выступает оливковое дерево и три киота (киот - ниша, в которой обычно располагают иконы святых). Так как в итальянской кухне есть своя святая троица, а именно: вино, оливковое масло и тимьян, их мы и расположили в нишах.

Питьевые фонтаны, часто встречающиеся в итальянских городах, у нас приобрели форму кулера для вина в первом зале и раковины в зоне санузла. 

Так как Италия славится своими винами, мы не смогли обойтись и без винного погреба, который удачно расположился в подлестничном пространстве. Благодаря игре с цветом света и зеркалам на стенах нам удалось визуально выровнять геометрию помещения погреба.

Помимо привнесения итальянского духа, одной из основных задач было превратить имеющееся темное, полуподвальное помещение в светлое, воздушное пространство, которое не будет тяготить посетителя. Задача казалась очень сложной, в какой-то момент даже невозможной. Основным архитектурным приёмом при работе с самим пространством интерьера стал сводчатый потолок. Он не только отсылает нас к церковной архитектуре, но стирает границы между потолком и стенами, максимально сохраняя высоту помещения. При этом за созданной купольностью прячется большое количество коммуникаций. Применив рассветы на окнах (расширение откосов) нам удалось запустить в помещение максимальное количество света, сделать его более воздушным. Этот приём так же традиционно используется в церквях и храмах.

Нам хотелось создать очень чистый и минималистичный образ и использовать настолько мало средств выразительности, насколько это было бы возможно. Именно поэтому мы использовали только три основных материала - травертин, который часто встречается в мощении итальянских улиц, дерево для мебели и настенных панелей, и светлую штукатурку как основной материал для стен. Все это помогло передать образ Италии.

Отдельным проектом стала разработка входной группы. Мы смогли придумать интересную форму и фактуру. Это своеобразный лаз, выбранный из цельного куска скалы, что отсылает нас к первым гротам монахов-отшельников и скальным церквям. Заметным элементом, так сильно полюбившимся всем гостям, стало криволинейное зеркало, глубоко утопленное в подпорной стене. Это наш молчаливый хостес, который встречает и провожает вас.

Благодаря скрупулезному подходу к проектированию, большому вниманию к деталям и проработанным узлам, нам удалось реализовать изначальную задумку и создать минималистичный итальянский "храм еды", где вы всегда сможете стать свидетелем таинства приготовления пасты и унести её тепло с собой.

читать на тему: