
Отель «Шухов» в Выксе
Отель расположен между променадом Выксы и будущим «Шухов-парком», который обещают сделать главной достопримечательностью города. Поэтому за основу образа Front Architecture взяли идею отеля-моста, который соединяет важные точки города, а заодно его прошлое и будущее. Как метафорически, так и буквально.
Выкса, территория Проммикрорайон № 4, 18/3
фото:
Максим Лоскутов
2900 м2
площадь застройки:
1050 м2
количество номеров:
48
Frontarchitecture
Владислав Спицын, Хорен Морозов, Павел Отрощенко, Ольга Ахрамеева, Марина Долгова, Давид Эссейн, Алеся Боденко, Екатерина Гусева, Дарья Седельникова, Олег Прокурат, Арина Карасенкова, Иван Попивода
Информация от архитекторов:
Выкса — моногород, жизнь которого строится в основном вокруг деятельности ОМК (Объединенной металлургической компании). Один из главных амбициозных проектов компании — будущий индустриально-туристический «Шухов-парк», который планируется построить вокруг двух объектов культурного наследия, конструкций инженера Владимира Шухова: уникальных парусообразных сводов листопрокатного цеха 1898 года постройки и 42-метровой гиперболоидной водонапорной башни 1933 года, ставшей прообразом Шаболовской. Обе конструкции расположены на территории завода ОМК в Выксе, но компания планирует их отреставрировать и перенести в центр города, организовав вокруг парк с музеями, посвященными металлургической индустрии.
Отель — часть парка и пока единственная реализованная в нем постройка. Поэтому его архитектура и образ связаны с индустриальным характером места, вдохновлены красотой конструкций Шухова и огромными возможностями металла как материала. Кроме того, архитектурный образ отеля-моста подсказан расположением в месте шестиметрового перепада высот от дамбы-набережной Верхневыксунского пруда к территории первого чугунолитейного завода Баташевых, существующего здесь с XVIII века, на которой появится парк. Он соединяет две части, буквально перекидывая между ними мост, по которому можно зайти в ресторан отеля, а можно пройти рядом, спустившись по пандусу. «Нам важно было создать не просто здание, а связующую конструкцию — и в прямом, и в переносном смысле», — говорит Марина Долгова, главный архитектор проекта.
Отель остроумно и эффективно спроектирован. Он состоит из двух соединенных объемов: один протяженный в кирпичной облицовке — собственно гостиничный фонд, в нем расположена большая часть из 48 номеров. Второй из стекла и металла — общественные пространства: внизу рецепция и уютное лобби, наверху на третьем этаже большое кафе, из-за перепада высот расположенное на уровне набережной променада, выходящее прямо на набережную-променад. «За счет развивающихся по вертикали общественных пространств эта часть здания включена, вовлечена в городской маршрут», — рассказывает про концепцию Ольга Ахрамеева, главный архитектор проекта.
С набережной кафе выглядит словно аккуратная оранжерея из стекла и металла: архитекторы подчеркнули красоту конструкций, все эти мощные швеллеры и двутавры, сделав открытый ажурный навес перед входом в кафе. Сходство с оранжереей неслучайно: кафе, получившее одноименное название, отсылает к известным на всю губернию выксунским оранжереям, где в XIX веке выращивали ананасы и другие экзотические фрукты для домашнего стола промышленников Баташевых. Подсвеченная вечером, эта застекленная общественная часть отеля выглядит как светящийся маяк на набережной-променаде и в парке.
Ресторан работает не только для гостей отеля, но и как ресторан для посетителей парка. За счет огромных во всю стену витражей и перепада высот из кафе открываются, наверное, лучшие в Выксе виды: с одной стороны — набережная, красивый пруд, вдалеке Христо-Рождественская церковь, с другой — бывший завод Баташевых и территория будущего парка. Внутри тоже повторяется тема металла — как материала безграничных возможностей, но при этом интерьер не выглядит слишком брутальным, напротив, довольно легким и ярким: светильники украшают ажурные металлические конструкции, барная стойка тоже облицована металлом, но медного цвета, над ней — алая металлоконструкция. Индустриальные материалы — бетон, стекло, металл — разбавлены теплыми оттенками дерева. И много зелени: все-таки «Оранжерея».
Внизу расположено лобби, приветливо светящееся сквозь витражи первого этажа. Оно сделано подчеркнуто симметричным: по центру бетонная стойка с надписью «Гостиница Шухов», за ней прозрачная стена, за которой кипит гостиничная жизнь. С одной стороны — уютная библиотека, где много дерева, с другой — подвесной биокамин, одновременно лаконичный и приветливый, как и все в этом пространстве. Отсюда же ведут красивая лестница и лифт, соединяющие лобби с рестораном.
Гостиничные номера собрали в отдельном блоке, что очень эффективно как с точки зрения обслуживания, так и с точки зрения энергоэффективности. Внешне этот объем из-за пятна застройки довольно сильно вытянут, но он не выглядит монотонным за счет крупных оконных порталов и меняющейся в разных частях здания кирпичной кладки. Последняя треть объема пронизана широкой аркой — это рабочая зона отеля, вход для сотрудников и зона погрузки и выгрузки. Чтобы эта часть не выглядела массивной, здесь на смену гладкой клинкерной облицовке приходит фактурный рисунок, добавляющий игры света и тени на фасаде. Номерной фонд занимает второй и третий этажи, помещения первого этажа отданы под служебные функции.
Вытянутая форма здания определила и не совсем стандартную планировку номеров: номера получились неглубокие, но широкие. Это позволило создать для кроватей уютные альковы с облицованным деревом (на самом деле HPL-панелями под дерево) изголовьем. Зато прямо напротив входа удалось разместить панорамные окна, а рядом с ними — рабочую зону. Вся мебель выполнена на заказ из дерева и тонкого металла: как и все в гостинице — она выглядит уютно, лаконично и напоминает об индустриальной эстетике.
Этот отель — первый шаг в создании парка, но шаг уже очень заметный. «В городе с индустриальным прошлым и довольно утилитарной застройкой появилось место с продуманной архитектурой, открытыми общественными пространствами, сильной связью с окружением. Это контраст, который работает на очень хорошее впечатление», — подводит итоги автор проекта, партнер Front Architecture Владислав Спицын.