Парк Северного речного вокзала в Москве
Парк Северного речного вокзала долгое время был одним из самых популярных парков у москвичей. Ювелирно восстановленный после долгого запустения, он соединил в себе историческую планировку и оформление и самые современные представления о комфортном благоустройстве.
Москва, Ленинградское шоссе
2019-2020
49 га
Т.П. Шафранский (оригинальный проект 1936-1938 гг.)
ООО «МЕГАПАРК» / М.В. Байлозян, Е.Ю. Суховерхова, Р.А. Бочаров, К.Н. Захаров, М.В. Мурзина, Е. П. Агапова, Е.Б. Кондрашина, Г.В. Захарова (проектирование паркового пространства)
ЗАО «НИиПИ ИГСП» / И.А. Седушкин, М.С. Деркач, О.М. Масленникова, А.А. Гапонов, Е.В. Рамайкина, Е. А. Шапа, А.Д. Дубинин, Е.В. Туровский, Н.Г. Рукленок, О.Л. Матюшкина, Д. Ермолинский, А. Инилеев, Р.В. Смайлов (проектирование набережных
Департамент капитального ремонта г. Москвы (работы по благоустройству)
Информация от проектировщиков:
Парк Северного речного вокзала является объектом культурного наследия регионального значения. Он был разбит в 1936-1938 годах по проекту инженера Т.П. Шафранского и задумывался как место отдыха пассажиров. В основу планировки парка легла осевая композиция с системой перпендикулярных аллей, характерная для советского садово-паркового искусства 1930-1940-х годах.
В парке находится здание Северного речного вокзала, оно было построено в 1932-1937 годах — одновременно с каналом имени Москвы. На пике популярности в 1960 году пассажиропоток вокзала с учетом пригородных и экскурсионных маршрутов составил 1,55 млн человек.
Несмотря на отдаленность от центра Москвы, а тогда это были далекие окраины, с момента открытия вокзал и его парк стали излюбленным местом отдыха москвичей, многие из которых приезжали сюда просто погулять.
Однако с начала 1990-х годов речные перевозки начали стремительно сокращаться, что стало одной из основных причин упадка вокзала. Некогда красивейшее здание использовали как рынок: сдавали в аренду торговым ларькам, а в помещениях, непригодных для торговли, размещали камеры хранения. Со временем строение дало крен, в нем нельзя было находиться без угрозы для жизни, и в 2009 году вокзал закрыли в связи с аварийным состоянием, постепенно пришла в упадок и прилегающая территория.
Жители столицы неоднократно обращались к городским властям с просьбой спасти парк и здание Северного речного вокзала — возродить исторический объект и символ города пяти морей. В 2017 году Северный речной вокзал был передан в собственность города Москвы. Реставрация здания Северного речного вокзала началась в августе 2018 года, а в октябре 2019-го Департамент капитального ремонта города Москвы приступил к благоустройству прилегающей территории.
Реализация проекта в первую очередь подразумевала максимальное возвращение парку исторического облика и планировки, при этом необходимо было создать современную инфраструктуру. Проектирование и благоустройство парка и набережной проводилось с учетом особого охранного статуса территории как объекта культурного наследия, а за основу был взят авторский проект Т.П. Шафранского, для чего провели трудоемкую работу по поиску и подбору архивных материалов и фотографий.
Однако прежде чем «наводить красоту», необходимо было позаботиться об устройстве необходимых инженерных систем и коммуникаций, а это 7,7 километра сетей водоснабжения и канализации, 774 метра сетей теплоснабжения, 3,2 километра ливневных стоков, 10 километров электросетей с 6 подстанциями. Чтобы сохранить исторический облик парка и аллей, коммуникации по нему прокладывались на большой глубине. Работы осуществлялись с максимально бережным отношением к природе.
Силами специалистов Департамента капитального ремонта в парке обустроили 11 детских и спортивных площадок. Еще Т. П. Шафранский задумывал расположить в северной части парка игровую площадку, но идея так и не была реализована. В наши дни задумку воплотили в жизнь: новая детская игровая зона занимает площадь более 900 «квадратов». За основу ее оформления взяты мотивы фильма «Волга-Волга», а центральным элементом площадки стал многопалубный корабль, стилизованный под пароход «Севрюга».
Большая игровая зона из шести площадок размером от 200 до 270 м2 появилась и в южной части парка. При этом как и где их разместить подсказали деревья. Они высажены таким образом, что сразу видно: когда-то именно здесь располагались некие площадки, возможно, для отдыха или занятий спортом. Новое игровое пространство органично вписано в общий облик архитектурного ансамбля парка, при этом совмещает современные технологии и историческую планировку. Все площадки оформлены в едином стиле с игровой зоной «Волга-Волга».
Помимо игровой зоны, в северной части парка Шафран изначально планировал и размещение спортивной площадки, и сегодня, спустя столько лет, здесь наконец можно поиграть в стритбол или пинг-понг, позаниматься на воркаут-тренажерах или сыграть в шахматы.
В южной части обустроили площадки для напольных игр в шахматы и настольного тенниса. Также здесь появилась хоккейная коробка, где летом можно играть в футбол. За состязанием команд удобно наблюдать с трибун на более чем 100 человек. А рядом предусмотрен многофункциональный павильон с раздевалкой, прокатом спортивного инвентаря, комнатой охраны, помещением для персонала, туалетами и медпунктом.
В ходе работ специалисты Департамента капитального ремонта отреставрировали сохранившиеся до наших дней скульптуры «Водный путь» и «Спорт». Практически с нуля воссоздали ограду вдоль Ленинградского шоссе протяженностью почти 1 километр, восстановив архитектурные элементы — светильники, композиции с якорями и звездами на рядовых секциях.
Для размещения кафе и других объектов использованы как исторические строения, так и возведенные вновь в стиле 1930-1950 годов павильоны, гармонично вписанные в существующий ландшафт. Также были воссозданы два исторических фонтана, расположенные на одной из продольных аллей парка: это классические фонтаны из разноуровневых чаш разного диаметра, а венчают их скульптурные композиции в виде лебедя-кликуна.
Комплексно благоустроили и набережную, протяженностью 1,4 км. Для отдыха во время прогулок вдоль нее установлены скамейки. Рядом с исторической диспетчерской на откосах создана зона тихого отдыха в виде амфитеатра с длинными скамьями. Сидения, напоминающие галечные камни, подчеркивают речную тематику.
На набережной перед зданием вокзала создан ручей, имитирующий Канал им. Москвы. Чтобы обеспечить удобный транзит посетителей и туристов, его разделили на 5 фрагментов, а общая его длина составляет порядка 400 метров. Его украшением стали копии 8 шлюзов: «Дубна», «Темпы», «Яхрома», «Деденево», «Икша-1», «Икша-2», «Тушино-1» и «Тушино-2». Завершающим элементом стала миниатюра здания Северного речного вокзала. Посетители парка могут посмотреть на модели шлюзов, оригиналы которых расположены на Канале имени Москвы, и прочувствовать его масштабность. Специальными надписями обозначены названия шлюзов и водохранилища, через которые протекает канал, — Иваньковское, Икшинское, Пестовское, Учинское и Пяловское. Кроме того, из этой своеобразной экпозиции под открытым небом посетители узнают, когда создавался канал, как он первоначально назывался и каким образом «работает». Так, особенностью Канала имени Москвы является то, что он не самотечный, а «энергетический»: вода из Волги в водораздельный участок поднимается насосами по пяти ступеням. В ручье также специальная система насосов создает течение для имитации работы канала.
На набережной привели в порядок 17 причалов, некоторые из них являются объектами культурного наследия. Так, например, очень кропотливая работа специалистами Департамента капитального ремонта велась в арочных павильонах № 3, 4, 5 и 6 на берегу Химкинского водохранилища, которые служат для контроля за пассажирами, проходящими с набережной на судна или сходящими на берег. В ходе реконструкции был воссоздан облик причалов на период конца 1950-х годов. Для этого раскрыли все заложенные дверные и оконные проемы павильонов и воссоздали их деревянные заполнения, утраченные лепные элементы фасадов, а еще металлические буквы надписей. Была выполнена реставрация облицовочных цементных плит с расшивкой, имитирующей каменную кладку, и воссоздана их декоративная волнистая поверхность.
В южной части набережной в следующем сезоне заработает зона отдыха с 3 бассейнами и кафе. Два бассейна будут предназначены для взрослых, в одном из которых родители могут купаться вместе с детьми, а третий — для самых маленьких посетителей. Вход на территорию будет осуществляться через многофункциональный павильон, в котором появятся душевые кабины, раздевалки с сейфовыми ячейками, санузлы, зона выдачи полотенец, кассовый блок. У воды будет дежурить спасатель. Все три бассейна планируется оснастить подогревом, в прохладные летние дни и в вечернее время температура воды в них будет держаться на уровне 27 градусов. Здесь смогут единовременно отдыхать до 200 человек.
Приложенные усилия дали свой результат: Северный речной вокзал вновь стал транспортным объектом, а парк и набережная — местом, где москвичи и гости столицы могут отдыхать круглый год.
Редакция благодарит пресс-службу Департамента капитального ремонта за помощь в подготовке материала