Парк Северного речного вокзала

Парк Северного речного вокзала долгое время был одним из самых популярных парков у москвичей. Ювелирно восстановленный после долгого запустения он соединил в себе историческую планировку и оформление и самые современные представления о комфортном благоустройстве.

расположение:

Москва, Ленинградское шоссе

Фото: (с) Департамент капитального ремонта

реализация:

2019-2020

площадь:

49 га

авторы проекта:
Оригинальный проект 1936-1938 гг. инженера Т.П. Шафранского
ООО «МЕГАПАРК»
Байлозян М.В., Суховерхова Е.Ю., Бочаров Р.А, Захаров К.Н, Мурзина М.В, Агапова Е. П, Кондрашина Е.Б, Захарова Г.В
ЗАО «НИиПИ ИГСП»
Седушкин И.А., Деркач М.С., Масленникова О.М., Гапонов А.А., Рамайкина Е.В., Шапа Е. А., Дубинин А.Д., Туровский Е.В., Рукленок Н.Г., Матюшкина О.Л., Ермолинский Д., Инилеев А., Смайлов Р.В.
Благоустройство: Департамент капитального ремонта

Парк Северного речного вокзала является объектом культурного наследия регионального значения. Он был разбит в 1936-1938 гг. по проекту инженера Т.П. Шафранского. В основу планировки парка легла осевая композиция с системой перпендикулярных аллей, характерной для советского садово-паркового искусства 1930-1940-х гг. Он задумывался как место отдыха пассажиров. 
В парке находится здание Северного речного вокзала, оно было построено в 1932-1937 гг. – одновременно с каналом имени Москвы. На пике популярности в 1960 г. пассажиропоток вокзала с учетом пригородных и экскурсионных маршрутов составил 1,55 млн. человек.
Несмотря на отдаленность от центра Москвы, а тогда это были далекие окраины, с момента открытия вокзал и его парк стали излюбленным местом отдыха москвичей, многие из которых приезжали сюда просто погулять.
Однако с начала 90-х годов речные перевозки стали стремительно сокращаться и это стало одной из основных причин упадка вокзала. Одно время красивейшее здание использовали как рынок: сдавали в аренду торговым ларькам, а в помещениях, непригодных для торговли, размещали камеры хранения. Со временем здание начало крениться, в нем нельзя было находиться без угрозы для здоровья, и в 2009 г. вокзал был закрыт из-за аварийного состояния, и прилегающая к нему территория тоже перестала пользоваться популярностью и постепенно приходила в упадок. 
Жители столицы неоднократно обращались к городским властям с просьбой спасти парк и здание Северного речного вокзала - возродить исторический объект и символ города пяти морей.  В 2017 году Северный речной вокзал был передан в собственность города Москвы.

Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта

Реставрация здания Северного речного вокзала началась в августе 2018 года, а в октябре 2019 Департамент капитального ремонта города Москвы приступил к благоустройству прилегающей территории
Реализация проекта в первую очередь подразумевала максимальное возвращение парку исторического облика и планировки, при этом необходимо было создать современную инфраструктуру. Проектирование и благоустройство парка и набережной проводилось с учетом особого охранного статуса территории как объекта культурного наследия, а за основу был взят авторский проект Т.П. Шафранского. Также проведена трудоемкая работа по поиску и подбору архивных материалов и фотографий.
Однако прежде чем наводить красоту, необходимо было провести работы по устройству необходимых инженерных систем и коммуникаций, а это 7,7 километра сетей водоснабжения и канализации, 774 метра сетей теплоснабжения, 3,2 километра ливневных стоков, 10 километров электросетей с 6 подстанциями. Чтобы сохранить исторический облик парка и аллей, коммуникации по нему прокладывались на большой глубине. Работы осуществлялись с максимально бережным отношением к природе.

Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта

Специалистами Департамента капитального ремонта обустроено в парке 11 детских и спортивных площадок. Еще Т. П. Шафранский задумывал расположить в северной части парка игровую площадку, но идея так и не была реализована. В наши дни задумку воплотили в реальность, и обустроили там детскую игровую зону площадью более 900 «квадратов». За основу ее оформления взяты мотивы фильма «Волга-Волга», а центральным элементом этой площадки стал многопалубный корабль, стилизованный под пароход "Севрюга". Большая игровая зона из шести площадок размером от 200 до 270 квадратных метров появилась и в южной части парка. Причем, как и где их разместить подсказали деревья. Они высажены таким образом, что сразу видно, что здесь были какие-то площадки, возможно для отдыха или занятий спортом. Новое игровое пространство органично вписано в общий облик архитектурного ансамбля парка, при этом совмещает современные технологии и историческую планировку. Оформлены эти площадки в едином стиле с игровой зоной «Волга-Волга». Помимо игровой зоны, в северной части парка изначально была запланировано размещение спортивной площадки, но реальной эта идея стала только сейчас. На этом месте появилась многофункциональная площадка, где можно поиграть в стритбол или пинг-понг, позаниматься на воркаут тренажерах или сыграть в шахматы. В южной части обустроили площадки для напольных игр в шахматы и настольного тенниса. Также здесь появилась хоккейная коробка, летом здесь можно играть в футбол. За состязанием команд можно наблюдать с трибун, где с комфортом смогут расположиться более 100 человек. Для удобства посетителей рядом с катком обустроили многофункциональный павильон с раздевалкой, прокатом спортивного инвентаря, комнатой охраны, помещением для персонала, туалетами и медпунктом.

Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта

В ходе работ специалисты Департамента капитального ремонта отреставрировали сохранившиеся до наших дней скульптуры «Водный путь» и «Спорт». Практически с нуля воссоздали ограду вдоль Ленинградского шоссе протяженностью почти 1 километр, восстановив архитектурные элементы - светильники, композиции с якорями и звездами на рядовых секциях.   Для размещения кафе и других объектов использованы как исторические строения, так и возведенные вновь в стиле 1930-1950 гг. и гармонично вписанные в существующий ландшафт. Также были воссозданы 2 исторических фонтана, расположенные на одной из продольных аллей парка - это классические фонтаны из четырех уровней в виде чаш разного диаметра, расположенных на разной высоте, а венчают их скульптурные композиции в виде лебедя кликуна. 
Комплексно благоустроили и набережную, протяженностью 1,4 км. Для отдыха во время прогулок вдоль нее установлены скамейки. Рядом с исторической диспетчерской на откосах создана зона тихого отдыха в виде амфитеатра с длинными скамьями. Организована зона отдыха с сидениями в виде гальки. Такое решение подчеркивает речную тему парка. 
На набережной перед зданием вокзала создан ручей, имитирующий Канал им. Москвы. Чтобы обеспечить удобный транзит посетителей и туристов его разделили на 5 фрагментов, а общая его длинна составляет порядка 400 метров. Его украшением стали 8 копий шлюзов - «Дубна», «Темпы», «Яхрома», «Деденево», «Икша-1», «Икша-2», «Тушино-1» и «Тушино-2». Завершающим элементом стала миниатюра здания Северного речного вокзала. Посетители парка могут посмотреть на модели шлюзов, оригиналы которых расположены на Канале имени Москвы и ощутить его масштабность. Специальными надписями обозначены названия шлюзов и водохранилища, через которые протекает канал – Иваньковское, Икшинское, Пестовское, Учинское и Пяловское. Кроме того, посетители узнают, когда создавался канал и как он первоначально назывался. Особенностью Канала имени Москвы является то, что он не самотечный, а «энергетический»: вода из Волги в водораздельный участок поднимается насосами по пяти ступеням. В ручье также специальная система насосов создает течение для имитации работы канала.

Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта
Фото: (с) Департамент капитального ремонта

Также на набережной были приведены в порядок 17 причалов, некоторые из них являются объектами культурного наследия. Так, например, очень кропотливая работа специалистами Департамента капитального ремонта велась в арочных павильонах № 3, 4, 5 и 6 на берегу Химкинского водохранилища, которые служат для контроля за пассажирами, проходящими с набережной на судна или сходящими на берег. В ходе реконструкции был воссоздан облик причалов на период конца 1950-х годов. Для этого раскрыли все заложенные дверные и оконные проемы павильонов и воссоздали их деревянные заполнения, утраченные лепные элементы фасадов, а еще металлические буквы надписей. Была выполнена реставрация облицовочных цементных плит с расшивкой, имитирующей каменную кладку, и проведено полное воссоздание их декоративной волнистой поверхности.
В южной части набережной в следующем сезоне заработает зона отдыха с 3 бассейнами и кафе. Два бассейна будут предназначены для взрослых, в одном из которых родители могут купаться вместе с детьми, а третий для самых маленьких посетителей. Вход на территорию будет осуществляться через многофункциональный павильон, в котором появятся душевые кабины, раздевалки с сейфовыми ячейками, санузлы, зона выдачи полотенец, кассовый блок. У воды будет дежурить спасатель. Все 3 бассейна оснащены подогревом, в прохладные летние дни и в вечернее время температура воды в них будет держаться на уровне 27 градусов. Здесь смогут единовременно отдыхать до 200 человек.
Приложенные усилия дали свой результат: Северный речной вокзал вновь стал транспортным объектом, а парк и набережная местом, где москвичи и гости столицы могут отдыхать круглый год.

 

Редакция благодарит пресс-службу Департамента капитального ремонта за помощь в подготовке материала 

читать на тему: