
Парк Северного речного вокзала
Парк Северного речного вокзала долгое время был одним из самых популярных парков у москвичей. Ювелирно восстановленный после долгого запустения он соединил в себе историческую планировку и оформление и самые современные представления о комфортном благоустройстве.
2019-2020
49 га
Парк Северного речного вокзала является объектом культурного наследия регионального значения. Он был разбит в 1936-1938 гг. по проекту инженера Т.П. Шафранского. В основу планировки парка легла осевая композиция с системой перпендикулярных аллей, характерной для советского садово-паркового искусства 1930-1940-х гг. Он задумывался как место отдыха пассажиров.
В парке находится здание Северного речного вокзала, оно было построено в 1932-1937 гг. – одновременно с каналом имени Москвы. На пике популярности в 1960 г. пассажиропоток вокзала с учетом пригородных и экскурсионных маршрутов составил 1,55 млн. человек.
Несмотря на отдаленность от центра Москвы, а тогда это были далекие окраины, с момента открытия вокзал и его парк стали излюбленным местом отдыха москвичей, многие из которых приезжали сюда просто погулять.
Однако с начала 90-х годов речные перевозки стали стремительно сокращаться и это стало одной из основных причин упадка вокзала. Одно время красивейшее здание использовали как рынок: сдавали в аренду торговым ларькам, а в помещениях, непригодных для торговли, размещали камеры хранения. Со временем здание начало крениться, в нем нельзя было находиться без угрозы для здоровья, и в 2009 г. вокзал был закрыт из-за аварийного состояния, и прилегающая к нему территория тоже перестала пользоваться популярностью и постепенно приходила в упадок.
Жители столицы неоднократно обращались к городским властям с просьбой спасти парк и здание Северного речного вокзала - возродить исторический объект и символ города пяти морей. В 2017 году Северный речной вокзал был передан в собственность города Москвы.
Реставрация здания Северного речного вокзала началась в августе 2018 года, а в октябре 2019 Департамент капитального ремонта города Москвы приступил к благоустройству прилегающей территории
Реализация проекта в первую очередь подразумевала максимальное возвращение парку исторического облика и планировки, при этом необходимо было создать современную инфраструктуру. Проектирование и благоустройство парка и набережной проводилось с учетом особого охранного статуса территории как объекта культурного наследия, а за основу был взят авторский проект Т.П. Шафранского. Также проведена трудоемкая работа по поиску и подбору архивных материалов и фотографий.
Однако прежде чем наводить красоту, необходимо было провести работы по устройству необходимых инженерных систем и коммуникаций, а это 7,7 километра сетей водоснабжения и канализации, 774 метра сетей теплоснабжения, 3,2 километра ливневных стоков, 10 километров электросетей с 6 подстанциями. Чтобы сохранить исторический облик парка и аллей, коммуникации по нему прокладывались на большой глубине. Работы осуществлялись с максимально бережным отношением к природе.
Специалистами Департамента капитального ремонта обустроено в парке 11 детских и спортивных площадок. Еще Т. П. Шафранский задумывал расположить в северной части парка игровую площадку, но идея так и не была реализована. В наши дни задумку воплотили в реальность, и обустроили там детскую игровую зону площадью более 900 «квадратов». За основу ее оформления взяты мотивы фильма «Волга-Волга», а центральным элементом этой площадки стал многопалубный корабль, стилизованный под пароход "Севрюга". Большая игровая зона из шести площадок размером от 200 до 270 квадратных метров появилась и в южной части парка. Причем, как и где их разместить подсказали деревья. Они высажены таким образом, что сразу видно, что здесь были какие-то площадки, возможно для отдыха или занятий спортом. Новое игровое пространство органично вписано в общий облик архитектурного ансамбля парка, при этом совмещает современные технологии и историческую планировку. Оформлены эти площадки в едином стиле с игровой зоной «Волга-Волга». Помимо игровой зоны, в северной части парка изначально была запланировано размещение спортивной площадки, но реальной эта идея стала только сейчас. На этом месте появилась многофункциональная площадка, где можно поиграть в стритбол или пинг-понг, позаниматься на воркаут тренажерах или сыграть в шахматы. В южной части обустроили площадки для напольных игр в шахматы и настольного тенниса. Также здесь появилась хоккейная коробка, летом здесь можно играть в футбол. За состязанием команд можно наблюдать с трибун, где с комфортом смогут расположиться более 100 человек. Для удобства посетителей рядом с катком обустроили многофункциональный павильон с раздевалкой, прокатом спортивного инвентаря, комнатой охраны, помещением для персонала, туалетами и медпунктом.
В ходе работ специалисты Департамента капитального ремонта отреставрировали сохранившиеся до наших дней скульптуры «Водный путь» и «Спорт». Практически с нуля воссоздали ограду вдоль Ленинградского шоссе протяженностью почти 1 километр, восстановив архитектурные элементы - светильники, композиции с якорями и звездами на рядовых секциях. Для размещения кафе и других объектов использованы как исторические строения, так и возведенные вновь в стиле 1930-1950 гг. и гармонично вписанные в существующий ландшафт. Также были воссозданы 2 исторических фонтана, расположенные на одной из продольных аллей парка - это классические фонтаны из четырех уровней в виде чаш разного диаметра, расположенных на разной высоте, а венчают их скульптурные композиции в виде лебедя кликуна.
Комплексно благоустроили и набережную, протяженностью 1,4 км. Для отдыха во время прогулок вдоль нее установлены скамейки. Рядом с исторической диспетчерской на откосах создана зона тихого отдыха в виде амфитеатра с длинными скамьями. Организована зона отдыха с сидениями в виде гальки. Такое решение подчеркивает речную тему парка.
На набережной перед зданием вокзала создан ручей, имитирующий Канал им. Москвы. Чтобы обеспечить удобный транзит посетителей и туристов его разделили на 5 фрагментов, а общая его длинна составляет порядка 400 метров. Его украшением стали 8 копий шлюзов - «Дубна», «Темпы», «Яхрома», «Деденево», «Икша-1», «Икша-2», «Тушино-1» и «Тушино-2». Завершающим элементом стала миниатюра здания Северного речного вокзала. Посетители парка могут посмотреть на модели шлюзов, оригиналы которых расположены на Канале имени Москвы и ощутить его масштабность. Специальными надписями обозначены названия шлюзов и водохранилища, через которые протекает канал – Иваньковское, Икшинское, Пестовское, Учинское и Пяловское. Кроме того, посетители узнают, когда создавался канал и как он первоначально назывался. Особенностью Канала имени Москвы является то, что он не самотечный, а «энергетический»: вода из Волги в водораздельный участок поднимается насосами по пяти ступеням. В ручье также специальная система насосов создает течение для имитации работы канала.
Также на набережной были приведены в порядок 17 причалов, некоторые из них являются объектами культурного наследия. Так, например, очень кропотливая работа специалистами Департамента капитального ремонта велась в арочных павильонах № 3, 4, 5 и 6 на берегу Химкинского водохранилища, которые служат для контроля за пассажирами, проходящими с набережной на судна или сходящими на берег. В ходе реконструкции был воссоздан облик причалов на период конца 1950-х годов. Для этого раскрыли все заложенные дверные и оконные проемы павильонов и воссоздали их деревянные заполнения, утраченные лепные элементы фасадов, а еще металлические буквы надписей. Была выполнена реставрация облицовочных цементных плит с расшивкой, имитирующей каменную кладку, и проведено полное воссоздание их декоративной волнистой поверхности.
В южной части набережной в следующем сезоне заработает зона отдыха с 3 бассейнами и кафе. Два бассейна будут предназначены для взрослых, в одном из которых родители могут купаться вместе с детьми, а третий для самых маленьких посетителей. Вход на территорию будет осуществляться через многофункциональный павильон, в котором появятся душевые кабины, раздевалки с сейфовыми ячейками, санузлы, зона выдачи полотенец, кассовый блок. У воды будет дежурить спасатель. Все 3 бассейна оснащены подогревом, в прохладные летние дни и в вечернее время температура воды в них будет держаться на уровне 27 градусов. Здесь смогут единовременно отдыхать до 200 человек.
Приложенные усилия дали свой результат: Северный речной вокзал вновь стал транспортным объектом, а парк и набережная местом, где москвичи и гости столицы могут отдыхать круглый год.
Редакция благодарит пресс-службу Департамента капитального ремонта за помощь в подготовке материала