Обновленный пешеходный мост в Московском зоопарке

Мост через Большую Грузинскую, соединяющий старую и новую части зоопарка, приобрел новый – футуристичный, биоморфный и в чем-то иносказательный облик.

расположение:

Б. Грузинская ул., 1, Москва

фото: Семен Стариков, Павел Виссарионов, Петр Менкеев 

проектирование:

2016 - 2018

реализация: 2020 - 2022

площадь застройки :

757,6 м2

общая площадь: 810,3 м2

строительный объём: 2 166,5 м2

авторы проекта:

ООО «ПТАМ Виссарионова»/ Юрий Виссарионов, Светлана Воронина<, Антон Киселев

Две части московского зоопарка, старая и новая, изначально были связаны пешеходным мостом, который продолжал «замковую» тему, почему-то облюбованную зоопарком в 1990-х годах, и был фланкирован муляжами разрушенных башен. Последнее десятилетие мост явно устарел – не только визуально, но и технически: он не справлялся с потоками пешеходов и не отвечал нормальным современным требованиям доступной среды. Его необходимо было реконструировать, добавить пандусы и лифт, а заодно расширить и убрать неуместную глыбоподобность.

Ситуационный план.
Ситуационный план.
План на отметке +5,33м.
План на отметке +5,33м.

Проект реконструкции подготовило бюро Юрия Виссарионова: они начали работать над ним довольно давно, в 2016-м году, а реализация состоялась только в 2021-м, зато довольно быстро по московским меркам.

Обновленный мост вписан на то же место и частично использует старую конструкцию, но диаметрально отличается от предшественника и обликом и характером. Вместо тяжести, общей унылости и тесноты мост парит легкой белоснежной волной, «стекая» по сторонам пандусами, прихотливо закрученными вокруг уже существующих вольеров, с которыми важно было считаться. Кроме того, на мост теперь поднимается лифт.

Вместо невысокого практичного обрамления он получил высоко вздымающуюся балюстраду. И в мерном ритме белых ламелей есть явная биоморфность, отсылка к неким доисторическим скелетам, в которых Юрий Виссарионов, по его собственным словам, видит особую красоту и изящество. Заметно и вдохновение проектами Саньяго Калатравы, у которого во всем от павильонов до мостов читаются какие-то птицы, крылья, хребты. 

Есть здесь и менее очевидная, в чем-то философская, отсылка к образу вольера: гость гуляет по зоопарку и смотрит на животных за решетками, а поднявшись над Большой Грузинской на мост, со стороны дороги и автомобилистов он сам ненадолго становится «обитателем вольера». 

читать на тему: