Постоянная экспозиция Музея ГУЛАГа в Москве

Музей-мемориал в память о жертвах репрессий в 2018 году сменил экспозицию, в которой помимо историй о лагерях ГУЛАГа появилось новое «человеческое измерение». «Большой» официальной хронике, говорящей на языке документов и статистики, теперь противопоставлена личная история людей, пострадавших от репрессий

расположение:

Москва, Музей истории ГУЛАГа, 1-й Самотечный пер., 9, стр. 1

фото: Серафима Тельканова © KONTORA

проектирование и реализация:

2011-2018

общая площадь экспозиции:

780 м2

авторы проекта:

архитектура выставки: Игорь Апарин, Дмитрий Барьюдин
куратор: Егор Ларичев
сценарий: Т. Булгаков (музейный сотрудник)
мультимедиапроектирование: И. Биченко (музейный сотрудник)
светодизайн: Ксения Ланикина, Влад Обласов (Yarko-Yarko Lighting design studio)
графический дизайн: GROZA design
менеджер проекта: Е. Солозобова

производитель:
aledo

освещение экспозиции

Экспозиция музея расположилась на двух уровнях и напоминает темный, пугающий своим наполнением и смыслами лабиринт, придуманный не только для увеличения площади выставочной поверхности, но и как концептуальный жест: посетитель плутает по хронологии развития лагерной системы, словно в пищеводе мифологического змея уробороса, кусающего себя за хвост.

Первый уровень экспозиции — «материализация памяти»: контакт с экспонатами, связанными с ГУЛАГом. Второй уровень — «взаимодействие с историей» — состоит из аналоговых интерактивных модулей, в процессе коммуникации с которыми зрителям открывается история Главного управления лагерей.

Сумрачную атмосферу подчеркивает темный фон музея и полное отсутствие дневного света. Только экспонаты точечно и драматично выхвачены подсветкой. В музее установлены выставочные светильники с повышенной цветопередачей от компании Аледо: OPTIK со светоформирующими аксессуарами, а также сверхкомпактные приборы — TULIP на микротреке и встраиваемый TULIP RA.

Первый из залов встречает десятками дверей — как вывезенных из тюрем и лагерей, так и вполне благополучных нарядных деревянных, но изъятых из зданий, построенных зеками (например, из управления треста «Мосодежда», находившегося в доме на Ленинском проспекте, который строил в том числе Солженицын).

Отдельные пространства в музее посвящены Большому террору, где пол состоит из стреляных гильз, а под звук передергиваемого затвора на стене сменяются фотографии расстрелянных жертв репрессий. Другие затронутые темы — дети в ГУЛАГе, наказанные народы, серия видеоинтервью «Мой ГУЛАГ», а также экспедиции музея в места заключения.

В небольших витринах лежат предметы, сохранившиеся от погибших людей, в наушниках звучат рассказы о них, прочитанные актерами Театра Наций. Как только посетитель берет наушники в руки, галерея портретов над «окном» оживает.

Из темного лабиринта выход наружу идет через высокий зал, где звучат имена репрессированных, и потом — через небольшой открытый архив, где можно взять с полок папки, что-то прочесть и узнать. И это тоже символично: скрытая и забытая информация постепенно выходит на свет.

читать на тему: