Парк  Diriyah Oasis в Эр-Рияде в Саудовской Аравии

Проектирование и строительство парка в Эр-Рияде, Саудовская Аравия, куда «АДМ» были приглашены студией DesignLab Experience из Дубая, разительно отличалось как от представления русских архитекторов о существе общественных пространств, создаваемых у нас в России, так и от знакомых нам тенденций в Европе.

расположение:

Саудовская Аравия, город Эр-Рияд 

фото:
Алексей Мякота, Роберто Конте (Roberto Conte)

проектирование:

2019

реализация:
2019

авторы проекта:

ООО «АДМ» («Архитектура Дизайн Моделирование»)
Алексей Мякота (автор, ГАП), Л.В. Грибакина (соавтор), при участии М.В. Туровинина, А.Ю. Якимова

а также:
Edoardo Tresoldi Studio
Дасик Фернандес (Dasic Fernandez)

Информация от архитекторов:

Проект Diriyah Oasis в рамках Diriyah Season 2019 — это культурное событие, посвященное началу образования нации от истоков места, стихии его природы, «земли происхождения». Этот объект является временным сооружением со своим сроком жизни и направлен на политическую интеграцию внутри общества и на открытие страны миру.

Создаваемый парк — необычное мероприятие, вовлекающее в свой событийный процесс творческие коллективы со всего мира, политических и культурных деятелей. Это международная площадка обмена культурными новациями, исследующая и выявляющая ценности и цели будущего. Национально-культурные традиции, политические контексты времени, природно-климатические условия — все это определяло идентичность и целеполагание создаваемого парка.

Автором общей концепции и организатором строительства выступила фирма DesignLab Experience, организовавшая участие в проекте ряда международных команд. Наша студия присоединилась к этой работе в тот момент, когда проект был уже принципиально утвержден заказчиком, и до начала строительства оставалось полтора месяца. Для ускорения процесса проектирования несколько сотрудников нашей мастерской работали в офисе DesignLab, а остальная команда — в Красноярске.

Общий вид парка. По центру расположена работа GHARFA Studio Studio Studio Эдоардо Тресольди, яркая роспись дорожек и площадей – работа Дасика Фернандеса, деревянные павильоны –  Алексея Мякота. Под креативным руководством Designlab Experience. Фото: Роберто Конте
Общий вид парка. По центру расположена работа GHARFA Studio Studio Studio Эдоардо Тресольди, яркая роспись дорожек и площадей – работа Дасика Фернандеса, деревянные павильоны – Алексея Мякота. Под креативным руководством Designlab Experience. Фото: Роберто Конте
Общий вид парка. По центру расположена работа GHARFA Studio Studio Studio Эдоардо Тресольди, яркая роспись дорожек и площадей – работа Дасика Фернандеса, деревянные павильоны –  Алексея Мякота. Под креативным руководством Designlab Experience. Фото: Роберто Конте
Общий вид парка. По центру расположена работа GHARFA Studio Studio Studio Эдоардо Тресольди, яркая роспись дорожек и площадей – работа Дасика Фернандеса, деревянные павильоны – Алексея Мякота. Под креативным руководством Designlab Experience. Фото: Роберто Конте
Общий вид парка. По центру расположена работа GHARFA Studio Studio Studio Эдоардо Тресольди, яркая роспись дорожек и площадей – работа Дасика Фернандеса, деревянные павильоны –  Алексея Мякота. Под креативным руководством Designlab Experience. Фото: Роберто Конте
Общий вид парка. По центру расположена работа GHARFA Studio Studio Studio Эдоардо Тресольди, яркая роспись дорожек и площадей – работа Дасика Фернандеса, деревянные павильоны – Алексея Мякота. Под креативным руководством Designlab Experience. Фото: Роберто Конте

Согласно концепции разработчика, в центре парка находятся три планировочных кольца. Насыщенная территория центральной плазы, играющая роль историко-культурного ядра всего парка, посвящена истокам места, той территории, где зарождалась государственность Саудовской Аравии. На этой площадке итальянским архитектором Эдоардо Тресольди (Edoardo Tresoldi) был спроектирован музей-памяти GHARFA.

Объекты следующего кольца, выполненные DesignLab, воплощали деловую активность, происходящую традиционно для местного бизнеса в функциональном пространстве ресторанов.

Третье планировочное кольцо являлось зоной отдыха, формируемой как пространство для человека, рефлексирующего себя в окружении активного контекста. Это место для диалога со своей семьей, если хотите, это место отрешения и переосмысления себя в окружающем пространстве выбора желаний и активностей. Этой территории отводилась роль посредника между идейно-деловой частью парка и четырьмя территориями тематических активаций.
Проектированием этой площадки мы и занимались.

В отсутствии времени для детальной разработки новых проектов, управляющий партнер DesignLab Experience предложил нам использовать ряд объектов, ранее разработанных и реализованных нашей студией в общественных и рекреационных пространствах Красноярска. Эти объекты побеждали в региональных и российских конкурсах. Так, архитектурный объект «Видовая площадка с навесом и амфитеатром в Дивногорске» стал победителем международного конкурса Archiwood 2018 в номинации «Дизайн городской среды», а различные теневые навесы и террасы из дерева довольно широко представлены на зарубежных архитектурных сайтах, где менеджеры DesidnLab и увидели наши работы.

В результате в пространстве кольца были размещены навесы, детские площадки, различных форм скамьи и места для отдыха. Площадки дополнены легкой инфраструктурой услуг в виде кафе с напитками. Объекты выполнены из дерева. Сам материал располагает к внутреннему спокойствию, ассоциативно сцепляет исторические пласты, свойственные месту, напоминая о глинобитных домах, перекрытия в которых возводились из деревянных балок.

Фото: Роберто Конте
Фото: Роберто Конте
Фото: Роберто Конте
Фото: Роберто Конте
Фото: Роберто Конте
Фото: Роберто Конте

Модуль, положенный в основу больших навесов, создан на основе ассоциаций с брутальной архаикой и современными конструктивно-технологическими стилевыми кодами. Четыре объекта, примыкающие к центральной композиционно-коммуникационной оси, имеют символическую знаковую основу, выражающую образ то парящей птицы, то крыльев бабочки, то листа растения. А преломляясь через национальные культурные коды Ближнего Востока, они воплощают образ «опахала», возникающего перед входом на центральную плазу.

Так как все эти объекты и ряд новых малых архитектурных форм (например, детская площадка) были выполнены на основе единой конструктивной системы из деревянных связевых элементов и универсальных металлических узлов, спроектированная композиционно-планировочная «ткань» кольца обладала дискретно-стилевой целостностью. Архитектура объектов сформирована на основе конструктивно-технологической системы, ранее разработанной нашей архитектурной мастерской. «Архитектурная ткань» выполненная на основе системы, апеллирует в своей геометрической знаковости к абстрактным величинам, а формируясь в интегральную композицию, она создает образы, адекватные региональным кодам.

В детской площадке эта конструктивная технология позволила создать пространственные модули в виде додекаэдров. При участии китайских партнеров была сделана сетчатая оболочка для этих модулей, создающая внутренний кокон в виде игровой полосы препятствий.

На начальной стадии проектирования нас также попросили сделать предложение по организации пространства центральной продольной оси парка. Разработанная нами концептуальная идея была принята заказчиком. Но в ее реализации мы уже не участвовали в связи со сжатыми сроками работ, так как под реализацией подразумевалось не только создание рабочей проектной модели, но и организация производства монтажа всех этих объектов.

Фото: Роберто Конте
Фото: Роберто Конте
Фото: Роберто Конте
Фото: Роберто Конте
Фото: Алексей Мякота
Фото: Алексей Мякота

А вот монтаж площадок и объектов круга мы осуществляли сами. К такому процессу наша студия была готова, так все свои объекты мы выполняем сами, управляя работами субподрядчиков. Двадцать четыре монтажника мы увезли с собой в Эр-Рияд, пять наших архитекторов вели авторский надзор и двадцать объектов были смонтированы на площадке за пять недель. Монтажная бригада так же участвовала в изготовлении части деревянных изделий для этих объектов.

Концепция центральной оси парка была сформирована с учетом решения задач коммуникационного пространства. Общий образ навесов на оси обладает свойством прозрачности, он объединяет пространство и формирует главную эспланаду. Под навесами возникают объекты и отдельные площадки содержательного функционального наполнения парка: культурного, событийного, игрового, торгового и другого назначения. 

В парке, помимо основной оси и трех центральных кольцевых пространств, было задумано четыре тематические зоны культурных активаций, планировочные центры которых являются театральными площадками. DesignLab Experience была создана сложная пространственно-композиционная, световая и сценарно-событийная программа различных мероприятий в этих зонах. В ее основу был положен ассоциативный ряд с символическим «петроглифом», сформированным на основе традиций ковровой ткацкой культуры Саудовской Аравии. Работая в контексте основной пространственно-планировочной авторской композиции, нам необходимо было найти органичный ход в общую идею. 
К театральным ядрам были запроектированы амфитеатры с навесами, имеющими форму дуги, которая отвечает форме круглой площади. Стилистически решения навесов на оси и амфитеатров взаимосвязаны друг с другом и подчеркивают приемы, применяемые в районе центральной плазы в террасах перед ресторанами.

Цвет и свет сыграли значительную роль в комплексном проекте Diriyah Oasis, выступая объединяющими элементами дизайна. Связующее планировочное решение парка — это огромная картина в виде эмоциональной, экспрессивно раскрашенной сети дорожек, выполненная уличным художником из Чили Дасиком Фернандесом (Dasic Fernandez). На сегодняшний день это самая большая картина в мере.

Световой дизайн различных зон парка, в том числе и подсветка объектов построенной нами зоны, были выполнены световым дизайнером из Великобритании Хамфри МакДеромоттом (Humphrey McDermott). А вот для внутренней подсветки наших объектов мы пригласили команду Ledvizor, с которой работаем в Красноярске.

Было интересно попасть своими идеями в общую концепцию современного прочтения такого необычного парка, ответить пространственно-содержательной соорганизации, заданной DesignLab и государственным заказчиком, и реализовать наш проект в очень короткие сроки проектирования и строительства.

Фото: Алексей Мякота
Фото: Алексей Мякота
Фото: Алексей Мякота
Фото: Алексей Мякота
Фото: Алексей Мякота
Фото: Алексей Мякота
Фото: Алексей Мякота
Фото: Алексей Мякота
читать на тему: