Реконструкция Черемушкинского рынка в Москве
Городской крытый рынок на пересечении улицы Вавилова и Ломоносовского проспекта был построен еще в 1960-х годах. Под единым куполом здесь собрались продавцы всевозможных товаров: от мяса и молока до зелени, меда и шоколада. Спустя почти 60 лет архитекторы придали рынку современное звучание: с помощью композитных панелей, нового остекления, фанеры и деревянной рейки.
Москва, Вавилова ул., 64/1, стр. 1
фото:
Ольга Мелекесцева
2020
общая площадь:
3600 м2
ARCHPOINT
Валерий Лизунов, Екатерина Агеева, Максим Винокуров (проект интерьеров и территория вокруг рынка)
Александр Бейлин (проект реконструкции фасадов)
Информация от архитекторов:
Чего только не видели железобетонные своды «Черемушкинского рынка»: прогуливающуюся с покупками чету Брежневых, съемки кино, выставку растительных «достижений» подмосковных «фермеров», «крышу» одной из действующих в 1990-е криминальных группировок… Были и планы по сносу и строительству очередного торгового центра. Но в 2018 году, уже на волне успешных московских проектов по превращению рынков в гастроцентры, новые собственники сделали выбор выбор в пользу этого варианта (особенно учитывая удачную локацию на пересечении Ломоносовского и ул. Вавилова) — и, к счастью, в пользу реконструкции хотя и типового, но по-своему уникального здания со вспарушенным куполом-оболочкой и одноэтажным стилобатом.
Новейшая история «Черемушкинского» началась с того, что в 2018 году архитектор Александр Бейлин разработал проект новых фасадов, а также всех построек на территории рынка, включая здание гостиницы. К тому времени рынок было довольно запущенным и местами полуразрушенным. Само же здание было мало приспособлено к стилистическим и технологическим тенденциям современного торгового центра, поэтому возвращать его первоначальному образу не имело смысла. Было желание придать ему новую идентичность, современную элегантность и стилевой код. В результате фасады здания были полностью «оголены» и была разработана новая система несущих элементов для крепления безрамного витражного остекления, элементов кровли стилобатной части и входных групп, «глухих» боковых и задних частей фасадов с применением оригинальной керамики. Фасады облицованы специальными композитными панелями; из этого же материала выполнены световые пилоны со скрытыми светодиодными элементами. В рамках своеобразного дизайн-кода Александр Бейлин разработал не только новый логотип Черемушкинского рынка, стилизованный под оригинальный, но и некоторые элементы будущих интерьеров, в т.ч. полы, внутренние входные группы, фудкорты, конструктивные базовые элементы корнеров и торговых зон. Параллельно шла активная реконструкция всех инженерных систем жизнеобеспечения здания, и на сегодняшний день 1-я очередь проекта (во 2-ю перенесена гостиница) успешно реализована: как отмечает Александр Бейлин, максимально близко к проекту.
Выразительными же интерьерами на всем остальном пространстве купольного зала занималось бюро ARCHPOINT. По мнению основателя ARCHPOINT Валерия Лизунова, в будущем десятилетии люди настолько привыкнут совершать покупки через интернет, что выход из дома они будут стараться превратить в событие. Уже сейчас на рынках и фуд-маркетах кроме покупки еды можно попробовать блюда со всего света, а иногда и посмотреть выступление артиста. В будущем к этому будут добавляться все новые и новые формы досуга. Впечатления только начинают свой путь как главный аттракцион для потребителей. Поэтому после реконструкции «Черемушкинский» стал прежде всего уютным и комфортным местом с актуальным дизайном, где можно не только купить продуктов, но и посидеть в винном баре с бокалом белого сухого, взять любимую еду в одном из множества кафе или выйти на улицу и уютно устроиться на солнце с едой и напитком. Задачей архитекторов было переосмыслить дизайн рынка, создать точку притяжения для жителей района, при этом сохранив места для всех продавцов, исконно здесь торговавших.
В планировке авторы проекта ориентировались на рынки европейских стран с продуманной и понятной структурой. Прямоугольное в плане помещение архитекторы разделили на четыре блока по осям симметрии, идущим от каждого из четырех входов. В центре расположился винный бар SimpleBar и винотека SimpleWine. Вокруг разместили торговые точки с овощами, фруктами, зеленью, сладостями, мясомолочной и рыбной продукцией. По периметру — зона фудкорта с разнообразными кафе и рестораны со своими летними площадками.
Уникальности интерьеру добавили художественные решения. По разным сторонам помещения стоят четыре женские скульптуры, отсылающие к советской эстетике. Статуи уникальны — они разработаны авторами проекта совместно со скульптором Денисом Стритовичем, напечатаны на 3D-принтере и расписаны вручную. Скульптуры расположены у зон продажи мяса, рыбы, молока, фруктов и овощей, у каждой своя особенность: например, около точек продажи овощей и фруктов стоит женщина с корзиной фруктов и ягод, а около зоны продажи мяса — скульптура женщины с овечкой на руках. Еще один творческий акцент — инсталляция над зоной фудкорта в виде подвешенных к потолку ящиков, из которых высыпаются ярко-красные помидоры.
Территорию рынка раньше ограждал забор, который архитекторы решили убрать, тем самым придав ему открытости и вписав в инфраструктуру района. Для условного обозначения зоны рынка высажены растения, которые как будто вырастают из лавочек, а два центральных входа обозначены стальными воротами. Территория технически оснащена: на улицу выведены коммуникации под возможную сцену для проведения мероприятий.
Посадочная зона, расположенная на улице, работает круглый год. Столы, лавочки и стулья выполнены из кортен-стали по индивидуальным чертежам. В темное время суток включается подсветка, придающая уюта. И хотя зимой здесь вряд ли будут размещаться посетители с подносами еды, эта зона будет самостоятельным элементом городского пространства.
Архитекторы создали место, где рыночное пространство гармонично соединилось с ресторанной зоной и местом отдыха. Сюда можно прийти за экзотическим авокадо, медом, орехами или рыбой и остаться за барной стойкой с бокалом вина, болтая с друзьями и наслаждаясь художественными инсталляциями.