Реконструкция Черемушкинского рынка в Москве

Городской крытый рынок на пересечении улицы Вавилова и Ломоносовского проспекта был построен еще в 1960-х годах. Под единым куполом здесь собрались продавцы всевозможных товаров: от мяса и молока до зелени, меда и шоколада. Спустя почти 60 лет архитекторы придали рынку современное звучание: с помощью композитных панелей, нового остекления, фанеры и деревянной рейки.

расположение:

Москва, Вавилова ул., 64/1, стр. 1

фото:
Ольга Мелекесцева

реализация:

2020

общая площадь:
3600 м2

авторы проекта:
ARCHPOINT

Валерий Лизунов, Екатерина Агеева, Максим Винокуров (проект интерьеров и территория вокруг рынка)

Александр Бейлин (проект реконструкции фасадов)

Информация от архитекторов:

Чего только не видели железобетонные своды «Черемушкинского рынка»: прогуливающуюся с покупками чету Брежневых, съемки кино, выставку растительных «достижений» подмосковных «фермеров», «крышу» одной из действующих в 1990-е криминальных группировок… Были и планы по сносу и строительству очередного торгового центра. Но в 2018 году, уже на волне успешных московских проектов по превращению рынков в гастроцентры, новые собственники сделали выбор выбор в пользу этого варианта (особенно учитывая удачную локацию на пересечении Ломоносовского и ул. Вавилова)  — и, к счастью, в пользу реконструкции хотя и типового, но по-своему уникального здания со вспарушенным куполом-оболочкой и одноэтажным стилобатом.

Новейшая история «Черемушкинского» началась с того, что в 2018 году архитектор Александр Бейлин разработал проект новых фасадов, а также всех построек на территории рынка, включая здание гостиницы. К тому времени рынок было довольно запущенным и местами полуразрушенным. Само же здание было мало приспособлено к стилистическим и технологическим тенденциям современного торгового центра, поэтому возвращать его первоначальному образу не имело смысла. Было желание придать ему новую идентичность, современную элегантность и стилевой код. В результате фасады здания были полностью «оголены» и была разработана новая система несущих элементов для крепления безрамного витражного остекления, элементов кровли стилобатной части и входных групп, «глухих» боковых и задних частей фасадов с применением оригинальной керамики. Фасады облицованы специальными композитными панелями; из этого же материала выполнены световые пилоны со скрытыми светодиодными элементами. В рамках своеобразного дизайн-кода Александр Бейлин разработал не только новый логотип Черемушкинского рынка, стилизованный под оригинальный, но и некоторые элементы будущих интерьеров, в т.ч. полы, внутренние входные группы, фудкорты, конструктивные базовые элементы корнеров и торговых зон. Параллельно шла активная реконструкция всех инженерных систем жизнеобеспечения здания, и на сегодняшний день 1-я очередь проекта (во 2-ю перенесена гостиница) успешно реализована: как отмечает Александр Бейлин, максимально близко к проекту.

Фото рынка до реконструкции
Фото рынка до реконструкции
Интерьеры после реконструкции
Интерьеры после реконструкции
Фото фасадов после реконструкции
Фото фасадов после реконструкции
Проект фасадов
Проект фасадов

Выразительными же интерьерами на всем остальном пространстве купольного зала занималось бюро ARCHPOINT. По мнению основателя ARCHPOINT Валерия Лизунова, в будущем десятилетии люди настолько привыкнут совершать покупки через интернет, что выход из дома они будут стараться превратить в событие. Уже сейчас на рынках и фуд-маркетах кроме покупки еды можно попробовать блюда со всего света, а иногда и посмотреть выступление артиста. В будущем к этому будут добавляться все новые и новые формы досуга. Впечатления только начинают свой путь как главный аттракцион для потребителей. Поэтому после реконструкции «Черемушкинский» стал прежде всего уютным и комфортным местом с актуальным дизайном, где можно не только купить продуктов, но и посидеть в винном баре с бокалом белого сухого, взять любимую еду в одном из множества кафе или выйти на улицу и уютно устроиться на солнце с едой и напитком. Задачей архитекторов было переосмыслить дизайн рынка, создать точку притяжения для жителей района, при этом сохранив места для всех продавцов, исконно здесь торговавших.

 

Особого внимания заслуживают световые решения. Для освещения прилавков привлекались специалисты, которые подобрали оптимальную температуру света для каждого вида продукции
Особого внимания заслуживают световые решения. Для освещения прилавков привлекались специалисты, которые подобрали оптимальную температуру света для каждого вида продукции
Основные материалы — фанера и деревянная рейка. Павильоны, кафе и бары объединены единым стилем оформления: везде козырьки из фанеры и такой же фанерный фасад, на котором крепятся вывески. Дизайн внутренней части кафе не регулируется — каждый владелец определяет его сам. У продавцов мяса, рыбы и молока особый дизайн прилавков не предусмотрен: они работают под единым фасадом из фанеры с надписями из светодиодной ленты. Все прилавки технически продуманы для комфортной работы – для продавцов организованы зоны хранения продуктов
Основные материалы — фанера и деревянная рейка. Павильоны, кафе и бары объединены единым стилем оформления: везде козырьки из фанеры и такой же фанерный фасад, на котором крепятся вывески. Дизайн внутренней части кафе не регулируется — каждый владелец определяет его сам. У продавцов мяса, рыбы и молока особый дизайн прилавков не предусмотрен: они работают под единым фасадом из фанеры с надписями из светодиодной ленты. Все прилавки технически продуманы для комфортной работы – для продавцов организованы зоны хранения продуктов
В здании не предусмотрен второй этаж, и ощущение пустоты, создаваемое большим пространством и высокими потолками, нивелируется с помощью выступающих над каждым павильоном козырьков. Они немного прикрывают потолок и создают ощущение камерности и уюта
В здании не предусмотрен второй этаж, и ощущение пустоты, создаваемое большим пространством и высокими потолками, нивелируется с помощью выступающих над каждым павильоном козырьков. Они немного прикрывают потолок и создают ощущение камерности и уюта

В планировке авторы проекта ориентировались на рынки европейских стран с продуманной и понятной структурой. Прямоугольное в плане помещение архитекторы разделили на четыре блока по осям симметрии, идущим от каждого из четырех входов. В центре расположился винный бар SimpleBar и винотека SimpleWine. Вокруг разместили торговые точки с овощами, фруктами, зеленью, сладостями, мясомолочной и рыбной продукцией. По периметру — зона фудкорта с разнообразными кафе и рестораны со своими летними площадками.

Уникальности интерьеру добавили художественные решения. По разным сторонам помещения стоят четыре женские скульптуры, отсылающие к советской эстетике. Статуи уникальны — они разработаны авторами проекта совместно со скульптором Денисом Стритовичем, напечатаны на 3D-принтере и расписаны вручную. Скульптуры расположены у зон продажи мяса, рыбы, молока, фруктов и овощей, у каждой своя особенность: например, около точек продажи овощей и фруктов стоит женщина с корзиной фруктов и ягод, а около зоны продажи мяса — скульптура женщины с овечкой на руках. Еще один творческий акцент — инсталляция над зоной фудкорта в виде подвешенных к потолку ящиков, из которых высыпаются ярко-красные помидоры.

Территорию рынка раньше ограждал забор, который архитекторы решили убрать, тем самым придав ему открытости и вписав в инфраструктуру района. Для условного обозначения зоны рынка высажены растения, которые как будто вырастают из лавочек, а два центральных входа обозначены стальными воротами. Территория технически оснащена: на улицу выведены коммуникации под возможную сцену для проведения мероприятий.

Посадочная зона, расположенная на улице, работает круглый год. Столы, лавочки и стулья выполнены из кортен-стали по индивидуальным чертежам. В темное время суток включается подсветка, придающая уюта. И хотя зимой здесь вряд ли будут размещаться посетители с подносами еды, эта зона будет самостоятельным элементом городского пространства.

Архитекторы создали место, где рыночное пространство гармонично соединилось с ресторанной зоной и местом отдыха. Сюда можно прийти за экзотическим авокадо, медом, орехами или рыбой и остаться за барной стойкой с бокалом вина, болтая с друзьями и наслаждаясь художественными инсталляциями.

читать на тему: