Реконструкция и приспособление особняков на Софийской набережной
Главной задачей было восстановить и отреставрировать пять сохранившихся особняков — памятников архитектуры — и воссоздать пять утраченных зданий исторических ансамблей с соблюдением габаритов прежней застройки и общих особенностей внешнего вида, а после приспособить их под гостиничный комплекс и жилые резиденции с подземной частью.
Москва, Софийская наб., 4, стр. 1; 6, стр. 1; 8, стр. 1; 10, стр. 4; 14, стр. 1, 14
фото: Даниил Анненков
2014–2019
реализация: 2017–2022
11 200 м2 (1–4 этажа)
«Меганом» + Citizenstudio/ Юрий Григорян, Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Мак-сим Бреслер, Маргарита Щербакова, Наталья Чернова
научная реставрация: «ПФ-Градо» / Нина Козлова, Ирина Галкина, Елена Николаева, Нина Кононенко
рабочее проектирование: «Меганом», ИКБ « Инсайт»/ О. В. Колосов, С. Е. Фёдоров, А. А. Крутова
генеральный проектировщик: Sergey Skuratov Architects
Объектом регенерации выступили три исторические территории острова Балчуг: Товарищество «Эйнем» (конец XIX в.); комплекс зданий Мариинского женского училища (XVIII — начало XX в.) и Софийский механический завод общества Г. Листа (XVIII–XIX вв.). Зоной ответственности архитекторов был участок, непосредственно примыкающий к Софийской набережной, а общей целью с генеральным проектировщиком проекта — бюро Сергея Скуратова — была связь исторической зоны с зоной нового строительства, располагающейся со стороны Болотной площади.
Основную опасность при работе над проектом архитекторы видели в возникновении пространства тотального новодела, где не будет разницы между сохранившимися отреставрированными зданиями — и новыми домами, построенными на месте утраченных. Авторы всячески стремились избежать впечатления эдакого единого оштукатуренного мира московских декораций. Им было важно, во-первых, максимально сохранить детали реставрируемых памятников и их идентичность в целом, а во-вторых — создать некий архитектурный язык для новых домов, который, с одной стороны, демонстрировал бы, что эти дома современные, а с другой — делал их частью исторического ансамбля.
Изначально планировалось лишь соблюдать прежние габариты построек, а архитектуру проектировать новую. Но МосГорНаследие потребовало восстановить прежний облик, несмотря на то что дома были давно снесены. Осложняло задачу (и делало ее более интересной) то, что по большинству строений практически не сохранилось материалов. При этом некоторые из них были утилитарного характера, то есть почти не имели окон (будучи, например, складом). Учитывая новую функцию, эти здания необходимо было перепридумать заново.
В поисках нужного архитектурного языка пришлось перебрать несколько приемов: выделение новых зданий другим кирпичом, другим цветом, не штукатурить новую кладку вовсе. В итоге авторы проекта пришли к идее все-таки сохранять цветовое решение новых домов в соответствии с историческим исследованием, но кирпичные стены при этом не штукатурить, а красить. Это очень важный и аутентичный прием в московской архитектуре. Авторы подробно разработали рисунок кладки и добавили ей глубоких швов для создания драматической светотени.
Но самый яркий использованный прием — кирпичная кладка, как сейчас говорят, в 3D: у каждого нового дома хотя бы одну стену выложили кирпичом, повернутым под углом. Как правило, угол поворота составлял 7 градусов — к такой величине пришли путем экспериментов. И именно кладкой оформлялись современные технологические атрибуты фасадов — например, крупные решетки дымоудаления.
Это был процесс создания исторической идентичности в современной архитектуре через постоянный эксперимент, большая часть которого проходила непосредственно на стройке. Например, архитекторы настояли на том, чтобы стены новых домов строились по исторически сложившемуся принципу «колодцевой» кладки. И им самим пришлось придумывать, как адаптировать такую кладку под современные требования к энергоэффективности.В результате у зданий очень яркая и современная пластика и деталировка фасадов. В то же время единство цвета с соседними памятниками архитектуры объединило все построй-ки в ансамбль: с подчеркнутой разницей поверхностей нового и старого, но с единым ландшафтным решением, разработанным бюро Сергея Скуратова. При этом два комплекса — «Меганома» и Скуратова — связывает не только благоустройство, но и три подземных этажа.