Реконструкция КЗ «Юпитер» в Нижнем Новгороде

Из КЗ — в КЦ: обновленный концертный зал, получивший «Серебряный знак» на фестивале «Зодчество-2019», — пример бережной и вдумчивой реконструкции-адаптации здания совмода и превращения его в современный многофункциональный культурный центр.

расположение:

Нижний Новгород, Октябрьская, 1

проектирование:

2018

реализация:
2018-2019

авторы проекта:
ГОРА / Бюро Горшунова

Станислав Горшунов, Александр Шишкин, Алена Зимова

Информация от архитекторов:

Здание будущего Концертного зала «Юпитер» было построено в 1972 году по типовому проекту как Дом политпросвещения. С начала 1990-х годов оно стало основной концертной площадкой Нижнего Новгорода и было передано Торгово-промышленной палате Нижегородской области, однако уже в 2013 году закрылся и в 2014-м перешел в частные руки. На момент начала реконструкции в 2018 году прекрасный образчик советского модернизма был заброшен и ожидаемо находился в плачевном состоянии.

Главной задачей архитекторов стало сохранить  функцию концертного зала и в то же время функционально и социально ориентировать здание для разных городских мероприятий. Здание предстояло наполнить выставочными галереями, баром, рестораном, зоной для проведения конференций и презентаций.

В белое пространство входного вестибюля «встроен» гардероб в виде большого деревянного бокса
В белое пространство входного вестибюля «встроен» гардероб в виде большого деревянного бокса
На первом этаже конструктивные балки сильно принижали уровень потолка. Чтобы максимально сохранить высоту первого этажа, здесь сделали кессонные потолки в современном прочтении, взяв за нижнюю отметку  уровень балки перекрытия
На первом этаже конструктивные балки сильно принижали уровень потолка. Чтобы максимально сохранить высоту первого этажа, здесь сделали кессонные потолки в современном прочтении, взяв за нижнюю отметку уровень балки перекрытия

Фасады очистили от всего лишнего, максимально раскрыли витражные проемы, убрали  ненужные импосты, восстановили исторический тамбур. После этого здание стало визуально «легче», вновь обозначилась игра внутреннего и наружного пространства. Советский барельеф было решено сохранить как примету времени. С уважением к эпохе появления этого концертного зала отнеслись и при выборе отделочных материалов: современных, но поддерживающих бруталистскую философию и стилистику.

Все этажи пронизывают две мощные лестницы, которые хорошо видны с улицы
Все этажи пронизывают две мощные лестницы, которые хорошо видны с улицы
Акцентная стена на втором этаже выполнена из черных боксов с хаотичными сдвижками, которые формируют зону буфета. Эти же боксы разбросаны по всему 2-му этажу, образуя посадочные места
Акцентная стена на втором этаже выполнена из черных боксов с хаотичными сдвижками, которые формируют зону буфета. Эти же боксы разбросаны по всему 2-му этажу, образуя посадочные места

Согласно техническому заданию, численность посетителей было необходимо увеличить почти вдвое. Этого удалось добиться за счет устройства балконов в зале и задействования площади 3-го этажа, где появилась многофункциональная зона для конференций, мастер-классов и закрытых мероприятий. Холлы 2-го и 3-го этажа используются как галерейное пространство для постоянных и временных экспозиций. 

Пол выполнен из 5-миллиметровых керамических плит широкого формата. Этот же материал, но уже толщиной 3 мм, используется в отделке лестниц и колонн первого этажа
Пол выполнен из 5-миллиметровых керамических плит широкого формата. Этот же материал, но уже толщиной 3 мм, используется в отделке лестниц и колонн первого этажа

При проектирования интерьера зала хотелось воссоздать атмосферу звукозаписывающей студии. Поэтому отделка стен приобрела вид ячеистой, повторяющейся структуры акустических стеновых панелей. Игра света и тени  на таких панелях создает эффект «мягких» стен, а если направить на них прожекторы, то стены в прямом смысле оживают.

Преобладание черного цвета выбрано для того, чтобы максимально сконцентрировать внимание зрителей на сцене
Преобладание черного цвета выбрано для того, чтобы максимально сконцентрировать внимание зрителей на сцене
Дизайн панелей был разработан архитекторами совместно со специалистами по акустическим системам. Прототип был напечатан на 3D-принтере, сделана матрица, и затем уже панели отлили в финальном материале
Дизайн панелей был разработан архитекторами совместно со специалистами по акустическим системам. Прототип был напечатан на 3D-принтере, сделана матрица, и затем уже панели отлили в финальном материале
читать на тему: