Реновация керамико-плиточного завода братьев Власовых в Москве

Прямо по соседству с заново ожившей территорией Рябовской мануфактуры те же архитекторы из аб функция, силами которых это произошло, переделали еще один завод, где производилась майолика для всех первых станций московского метрополитена. Тщательно восстановленные фасады и элементы оттеняют современные панели из стекла, стеклофибробетона и кортена.

расположение:

Москва, Холодильный пер., 3

общая площадь интерьерных работ:

17 000 м2

количество корпусов:

6 строений начала и середины XX века

площадь благоустройства:
14 000 м2

авторы проекта:
АБ Функция

Михаил Балко, Анна Рокачевская

Завод Братьев Власовых — группа промышленных цехов, возведенных в XX веке, — имеет большое количество наслоений разных времен. Но реконструкция 2010-х годов, можно сказать, нивелировала все исторические особенности комплекса строений начала прошлого столетия. Многие фасады обветшали или почти целиком скрылись за пластиковым сайдингом. Декоративные, архитектурные элементы основного здания были, по большей части, либо утрачены, либо в аварийном состоянии. Керамические панно, как и облицовка ряда фасадов 1930-х годов, оказались практически полностью уничтожены. Все инженерные коммуникации проходили по прямо фасадам.

Границы территории и номера объектов
Границы территории и номера объектов
Схема периодизации застройки
Схема периодизации застройки
Генеральный план территории до реновации
Генеральный план территории до реновации

Общественная инфраструктура территории комплекса отсутствовала как таковая. Внутренний двор имел один въезд, и территория использовалась в основном для технических нужд торгового центра — вывоз мусора и разгрузка и складирование товаров.

Генеральный план территории после реновации
Генеральный план территории после реновации
Схема работ с историческими зданиями
Схема работ с историческими зданиями

Новая глава в истории завода началась в 2021 году с проектом редевелопмента. Главным мотивом в нем послужило сохранение истории и приумножение ее ценности в условиях постиндустриального мира.

Во-первых, были убраны наружные коммуникации и поздние наслоения (вроде того самого сайдинга). Кирпичную кладку переложили заново и у некоторых зданий восстановили оригинальные фасады в соответствии с сохранившимися чертежами — как, например, у корпуса бывшей столовой и общежития рабочих.

 

Здание, построенное в 1930-е годы, на месте бывших цехов завода братьев Власовых — основное сооружение советского керамико-плиточного завода — в нулевые было реконструировано под торгово-развлекательный центр «Ролл - холл». В процессе этой реконструкции внутренний двор был полностью перекрыт кровлей с зенитными фонарями
Здание, построенное в 1930-е годы, на месте бывших цехов завода братьев Власовых — основное сооружение советского керамико-плиточного завода — в нулевые было реконструировано под торгово-развлекательный центр «Ролл - холл». В процессе этой реконструкции внутренний двор был полностью перекрыт кровлей с зенитными фонарями
В ходе реновации фасады здания по Гамсоновскому и Холодильным переулкам восстановили, в том числе декоративные элементы фасадов: карнизы, капители, декоративная плитка между 1 -м и 2-м этажами. Кровлю с зенитными фонарями решено было оставить, а пространство под ней приспособить под двусветные офисные помещения с антресолями
В ходе реновации фасады здания по Гамсоновскому и Холодильным переулкам восстановили, в том числе декоративные элементы фасадов: карнизы, капители, декоративная плитка между 1 -м и 2-м этажами. Кровлю с зенитными фонарями решено было оставить, а пространство под ней приспособить под двусветные офисные помещения с антресолями

Самым главным и масштабным достижением можно считать восстановление керамического фасада, выходящего на Холодильный переулок. В этом случае были не просто расчищены и отремонтированы изначальные элементы керамики, но и заказаны новые изразцы на смену утраченным.

Архивные чертежи горна — и их отражение на фасаде в виде зеркального панно
Архивные чертежи горна — и их отражение на фасаде в виде зеркального панно
Восстановление утраченных горнов — дорогостоящее предприятие. Но благодаря команде Skyfish — Дарье и Ивану Никитиным, мастерам по производству подобных работ —стало возможным запечатлеть горны прямо на фасаде здания — в виде зеркальной мозаики с очень точным повторением деталей и пропорций существовавших когда-то в этом здании печей. Такое решение наглядно подчеркнуло прежний функционал здания, не вторгаясь в его архитектуру, конструкцию и пропорции
Восстановление утраченных горнов — дорогостоящее предприятие. Но благодаря команде Skyfish — Дарье и Ивану Никитиным, мастерам по производству подобных работ —стало возможным запечатлеть горны прямо на фасаде здания — в виде зеркальной мозаики с очень точным повторением деталей и пропорций существовавших когда-то в этом здании печей. Такое решение наглядно подчеркнуло прежний функционал здания, не вторгаясь в его архитектуру, конструкцию и пропорции
Общая площадь панно — 160 м2
Общая площадь панно — 160 м2

Впрочем, история — это не только здания, но и дух места. Для его сохранения на фасаде цеха по обжигу керамики — по архивным чертежам с помощью зеркальных панелей — были «спроецированы» разрезы печей в масштабе один к одному. Это добавило яркости в общую строгость кирпичной заводской архитектуры, а также создало связь с другим объектом комплекса, отделанным зеркальными фасадами, — зданием котельной.

Зеркальный фасад котельной — одновременно ориентир и информационный стенд
Зеркальный фасад котельной — одновременно ориентир и информационный стенд

Последнее как будто растворяется в окружающей застройке. Днем оно служит своеобразным ориентиром за счет монументальной металлической трубы, а ночью — благодаря подсветке.

Фасад со скрытой вывеской завода
Фасад со скрытой вывеской завода
Керамическое производство Власовых выпускало только белые облицовочные изразцы — качественные, но однотипные. В конце 1920-х, уже после национализации, сюда пришел работать Алексей Филиппов. Еще до революции он организовал и возглавил артель художников-гончаров «Мурава». Они занимались созданием декора для дома Перцовой на Пречистенской набережной рядом с храмом Христа Спасителя и «Дома со зверями» на Чистопрудном бульваре
Керамическое производство Власовых выпускало только белые облицовочные изразцы — качественные, но однотипные. В конце 1920-х, уже после национализации, сюда пришел работать Алексей Филиппов. Еще до революции он организовал и возглавил артель художников-гончаров «Мурава». Они занимались созданием декора для дома Перцовой на Пречистенской набережной рядом с храмом Христа Спасителя и «Дома со зверями» на Чистопрудном бульваре
Вывеска на заводе была скрыта под слоем краски и сохранилась в отличном состоянии. Реставрацией занималась трудкомунна «Вспомнить все»
Вывеска на заводе была скрыта под слоем краски и сохранилась в отличном состоянии. Реставрацией занималась трудкомунна «Вспомнить все»
Для поддержания акцентности сохраненного артефакта, было принято решение выполнить нейтральный фасад в белом цвете. Рисунок панелей с орнаментом взят с декоративной плитки здания №3 этого же комплекса. Фасад выполнен из панелей из стеклофибробетона на подсистеме
Для поддержания акцентности сохраненного артефакта, было принято решение выполнить нейтральный фасад в белом цвете. Рисунок панелей с орнаментом взят с декоративной плитки здания №3 этого же комплекса. Фасад выполнен из панелей из стеклофибробетона на подсистеме

Торжественное открытие восстановленной оригинальной вывески завода было отдельным большим событием. Майолику авторства известного мастера Алексея Филиппова (его работы можно увидеть на доме Перцовой на Пречистенской набережной, на «Доме со зверями» на Чистопрудном бульваре, а также на станциях метро «Комсомольская» и «Киевская») удалось вернуть к жизни усилиями активистов проекта Remember Moscow при финансовом участии Артемия Лебедева.

Здания 3.4 и 3.5 до реконструкции
Здания 3.4 и 3.5 до реконструкции
Здание 3.4, построенное в 1910-е годы как часть комплекса завода братьев Власовых, изначально заключало в себе две основных функции: склад для гончарной продукции на 1-м этаже, столовая и спальные комнаты для работников производства на 2-м этаже. За 100 лет внешний вид здания существенно изменился: были заложены проемы на 1 этаже, множество раз менялась внутренняя конфигурация помещений. Но, несмотря на это, несущие конструкции здания сохранились в прекрасном состоянии. Поэтому архитекторы просто разобрали заложенные проемы и вернули фасадам оригинальную сетку оконных и дверных проемов
Здание 3.4, построенное в 1910-е годы как часть комплекса завода братьев Власовых, изначально заключало в себе две основных функции: склад для гончарной продукции на 1-м этаже, столовая и спальные комнаты для работников производства на 2-м этаже. За 100 лет внешний вид здания существенно изменился: были заложены проемы на 1 этаже, множество раз менялась внутренняя конфигурация помещений. Но, несмотря на это, несущие конструкции здания сохранились в прекрасном состоянии. Поэтому архитекторы просто разобрали заложенные проемы и вернули фасадам оригинальную сетку оконных и дверных проемов
Здание 3.5, построенное в советский период, после 1930-х годов, использовалось как складское подсобное помещение. В процессе реновации также были раскрыты исторические проемы и сохранена их изначальная конфигурация. Кроме того, здание увеличилось на 1 этаж — на плоской кровле появился дополнительный стеклянный объем
Здание 3.5, построенное в советский период, после 1930-х годов, использовалось как складское подсобное помещение. В процессе реновации также были раскрыты исторические проемы и сохранена их изначальная конфигурация. Кроме того, здание увеличилось на 1 этаж — на плоской кровле появился дополнительный стеклянный объем

Фасады остальных корпусов отделали панелями из стеклофибробетона, рисунок которых повторяет узоры керамики, выпускаемой заводом Власовых в его лучшие времена. При этом именно керамический кирпич выбран неслучайно: во время замены и прокладки подземных коммуникаций именно он был обнаружен в большом количестве. Найденные образцы были явно изготовлены не только в России, но большинство из них не удалось идентифицировать даже экспертам в истории кирпича.

Поздняя советская пристройка до отделки панелями из стеклофибробетона
Поздняя советская пристройка до отделки панелями из стеклофибробетона
В рамках нового общественного пространства был создан закрытый стеклянный объем под заведения общепита. Для нужд заведения созданы посадочные места на втором уровне. Этой зоной могут пользоваться не только работники комплекса, но и все посетители
В рамках нового общественного пространства был создан закрытый стеклянный объем под заведения общепита. Для нужд заведения созданы посадочные места на втором уровне. Этой зоной могут пользоваться не только работники комплекса, но и все посетители

Недостаточно, однако, провести реконструкцию, не вдохнув в объект новую жизнь. Места для общественных функций на территории было немного, поэтому их взял на себя заново возведенный двухуровневый объект. Его пластичная форма — отсылка к глине, которая символизирует не только саму суть истории завода, но и его новое начало, постиндустриальную гибкость и приспосабливаемость.

читать на тему: