Реновация керамико-плиточного завода братьев Власовых в Москве
Прямо по соседству с заново ожившей территорией Рябовской мануфактуры те же архитекторы из аб функция, силами которых это произошло, переделали еще один завод, где производилась майолика для всех первых станций московского метрополитена. Тщательно восстановленные фасады и элементы оттеняют современные панели из стекла, стеклофибробетона и кортена.
Москва, Холодильный пер., 3
17 000 м2
6 строений начала и середины XX века
площадь благоустройства:
14 000 м2
Завод Братьев Власовых — группа промышленных цехов, возведенных в XX веке, — имеет большое количество наслоений разных времен. Но реконструкция 2010-х годов, можно сказать, нивелировала все исторические особенности комплекса строений начала прошлого столетия. Многие фасады обветшали или почти целиком скрылись за пластиковым сайдингом. Декоративные, архитектурные элементы основного здания были, по большей части, либо утрачены, либо в аварийном состоянии. Керамические панно, как и облицовка ряда фасадов 1930-х годов, оказались практически полностью уничтожены. Все инженерные коммуникации проходили по прямо фасадам.
Общественная инфраструктура территории комплекса отсутствовала как таковая. Внутренний двор имел один въезд, и территория использовалась в основном для технических нужд торгового центра — вывоз мусора и разгрузка и складирование товаров.
Новая глава в истории завода началась в 2021 году с проектом редевелопмента. Главным мотивом в нем послужило сохранение истории и приумножение ее ценности в условиях постиндустриального мира.
Во-первых, были убраны наружные коммуникации и поздние наслоения (вроде того самого сайдинга). Кирпичную кладку переложили заново и у некоторых зданий восстановили оригинальные фасады в соответствии с сохранившимися чертежами — как, например, у корпуса бывшей столовой и общежития рабочих.
Самым главным и масштабным достижением можно считать восстановление керамического фасада, выходящего на Холодильный переулок. В этом случае были не просто расчищены и отремонтированы изначальные элементы керамики, но и заказаны новые изразцы на смену утраченным.
Впрочем, история — это не только здания, но и дух места. Для его сохранения на фасаде цеха по обжигу керамики — по архивным чертежам с помощью зеркальных панелей — были «спроецированы» разрезы печей в масштабе один к одному. Это добавило яркости в общую строгость кирпичной заводской архитектуры, а также создало связь с другим объектом комплекса, отделанным зеркальными фасадами, — зданием котельной.
Последнее как будто растворяется в окружающей застройке. Днем оно служит своеобразным ориентиром за счет монументальной металлической трубы, а ночью — благодаря подсветке.
Торжественное открытие восстановленной оригинальной вывески завода было отдельным большим событием. Майолику авторства известного мастера Алексея Филиппова (его работы можно увидеть на доме Перцовой на Пречистенской набережной, на «Доме со зверями» на Чистопрудном бульваре, а также на станциях метро «Комсомольская» и «Киевская») удалось вернуть к жизни усилиями активистов проекта Remember Moscow при финансовом участии Артемия Лебедева.
Фасады остальных корпусов отделали панелями из стеклофибробетона, рисунок которых повторяет узоры керамики, выпускаемой заводом Власовых в его лучшие времена. При этом именно керамический кирпич выбран неслучайно: во время замены и прокладки подземных коммуникаций именно он был обнаружен в большом количестве. Найденные образцы были явно изготовлены не только в России, но большинство из них не удалось идентифицировать даже экспертам в истории кирпича.
Недостаточно, однако, провести реконструкцию, не вдохнув в объект новую жизнь. Места для общественных функций на территории было немного, поэтому их взял на себя заново возведенный двухуровневый объект. Его пластичная форма — отсылка к глине, которая символизирует не только саму суть истории завода, но и его новое начало, постиндустриальную гибкость и приспосабливаемость.