Реставрация и приспособление манежа в Звенигороде

Памятник уездной архитектуры XIX века, побывавший складом, театром, кинотеатром и советским ДК, сегодня стал новым корпусом историко-архитектурного и художественного музея Звенигорода.

расположение:

Звенигород, Московская улица, 31/2.

фото: Арсений Россихин

проектирование:

2018

реализация: 2022

площадь:

1200 м2

авторы проекта:
Народный архитектор

Алексей Курков, Антон Ладыгин, Дмитрий Селивохин, Александр Соловцов, Елена Пругова

Звенигородский манеж расположен в самом центре города и является его старейшим светским каменным зданием. Построенный в 1830-х годах как соляной склад, он за свою почти двухвековую историю успело сменить множество амплуа, правда в основном культурного толка. Уже на рубеже XIX-XX века здание стало местным уездным театром, затем в начале советских лет – кинотеатром, в 1960-х оно пережило глобальную перестройку, став двухзальным кинотеатром, а потом местным звенигородским Домом культуры. Из-за добавленного в 1960-е годы нового объема фойе с непременными для районных ДК нарядными пилястрами на портике, здание внешне окончательно потеряло свой простой функциональный облик старинного склада. А затем потеряло и функцию: к началу 2000-х оно опустело, стояло заброшенным и разрушалось.

Именно в таком обличие оно «досталось» бюро «Народный архитектор», которое должно было превратить его в филиал историко-архитектурного и художественного музея Звенигорода. «Впервые здание мы увидели в советской краске, оно выглядело типичным провинциальным ДК. О том, что представлял из себя исторический объем можно было догадаться только по шурфу на одной из стен, где вскрыли штукатурку, под которой проступил заложенный старинный арочный проем и широкие ворота», - рассказывает архитектор Алексей Курков.

Поэтому архитекторы решили сделать реконструкцию с акцентом на историческое здание, но не сносить поздние пристройки, а восстановить контуры и черты прежнего объема, подчеркнуть историю со всеми ее позднейшими наслоениями и деликатно разграничить XIX, XX и привнесенный ими XXI век.

Первым делом надо было понять как здание выглядело изначально: для этого его расчистили до исторических кирпичных стен. И проступил объем простого вытянутого складского корпуса с тремя рядами ворот с каждой длинной стороны и характерными очень приземистыми арочными окошками, которые на торцевых сторонах шли в два яруса. Уже в начале XX века окна были растесаны и появились прямоугольные проемы, а после перестройки 1960-х годов здание было надстроено примерно на 1,5 метра вверх, оконные проемы в основном заложены (потому что внутри были кинотеатры), и было пристроено фойе, превратившее вытянутый план в т-образный.

В реконструированном здании исторический объем расчищен до кирпича, но покрашен с сохранением фактуры. Цвет – светло-желтый, традиционный для русского ампира, в период которого был построен манеж, более того – цвет исторический, найденный в процессах реставрационных работ. Надстроенная часть и внутри и снаружи выделена гладкой белой штукатуркой. У такого решения несколько преимуществ: во-первых, две части смотрятся вместе естественно и гармонично, но можно увидеть и считать исторический объем, во-вторых, – в новую часть можно крепить необходимые для монтажа выставок и развески экспонатов конструкции, не беспокоясь о том, чтобы задеть старинные стены. Кирпичного цвета оставлены только приземистые арки окошек, своеобразный «привет» из прошлого. В ходе реконструкции в заложенных арочных окнах было найдено 6 исторических решеток: их расчистили и сохранили, при этом не стали делать новые на те окна, где их не осталось. Были восстановлены  и старинные ворота, причем даже те, что оказались сейчас в интерьере фойе.

В новом проекте музейно-выставочного пространства архитекторы сохранили старую советскую логику планировку: просторная входная зона, два выставочных зала, как было два кинозала – большой и малый, а между ними технические и складские помещения.

Советское фойе тоже осталось в прежних очертаниях, здесь сохранилась характерная для тех лет отделка с карнизами и пилястрами, но при этом получило заметно более современный характер. Традиционные деревянные двери заменила прозрачная входная группа, а боковые окна архитекторы увеличили до пола. Любопытно, что часть из них на самом деле является дверьми в технические помещения, в которые по заданию нужен был отдельный вход, но мерный ритм окон-дверей на боковых сторонах пристройки скрадывает эти функциональные черты, сам объем выглядит более легким, а фойе стало очень светлым: сейчас в нем можно проводить какие-то мероприятия и небольшие временные выставки.

Два выставочных зала предназначены для временных выставок и постоянной экспозиции. Малый зал, площадью порядка 300 м2, предназначен для временных выставок и мероприятий, поэтому здесь более сложное гибкое пространства. Главная особенность зала – большой амфитеатр, спускающийся ниже уровня пола, занимающий почти 2/3 пространства и делающий его более сложным и многофункциональным. Прием довольно остроумный: с одной стороны, здесь можно проводить лекции и концерты, с другой – появляется дополнительная поверхность стен для развески экспонатов.

Большой зал решен более традиционном ключе. Одна из самых замечательных деталей интерьера – высокие открытые стропильные перекрытия. Они полностью новые, старые советские не сохранились. «Мы не стали их закрывать и подшивать. Во-первых, это добавляет объема и воздуха, во-вторых, создает перекличку с московским манежем, что важно для нового музейного качества пространства», – говорит Алексей Курков.

читать на тему: