
Реставрация с приспособлением усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для «Геликон-оперы»
Вспоминаем проект реконструкции усадьбы под здание театра и в очередной раз задаемся, кажется, вечным вопросом — где лежат границы приспособления памятника и существуют ли допустимые рамки нарушения законов?
1997-2015
3 820 м2
общая площадь:
11 460 м2
Ася Белоусова
фото:
МАХПИ им. Полянского
Моспроект-4
I этап (1997–2010): архитекторы А. Боков, Д. Буш, Т. Кирдина, Е. Иванова, И. Афонина, И. Бабак, В. Кузнецов, А. Меркулов; реставратор А. Конев; ГИП Е. Бекмухамедов
II этап (2014–2015): в сотрудничестве с ЗАО «Фирма Вектор»; ГАП Е. Хализов
Случай реставрации с приспособлением памятника архитектуры федерального значения — усадьбы Глебовых‑Стрешневых‑Шаховских — для «Геликон‑оперы» является уникальным и по технологической сложности, и по очевидности нарушений закона об охране памятников, и по мощи политической воли, которая стояла за желанием театра несмотря ни на что обрести дом. Справедливости ради надо сказать, что оперный театр зародился именно в этом здании — в нем до начала 1990‑х годов располагался Клуб медицинских работников (Дом медика), которым руководил Александр Семенович Бертман, отец худрука «Геликон‑оперы» Дмитрия Бертмана. То есть история, оказывается, к тому же в некотором роде семейная: дом перешел от отца к сыну, и, вероятно, воспринимается последним как фамильная реликвия. Этот трогательный момент, однако же, не лишает справедливости часто задаваемый вопрос: «Насколько необходимо размещение в здании памятника функции, которую оно не в состоянии вместить без искажения предмета охраны?»



«Моспроект‑4» получил заказ на реконструкцию здания в 1995 г. По воспоминаниям архитектора Дмитрия Буша, одним из первых вариантов было объединение в единый театральный комплекс сразу трех зданий — Дома медика, Театра им. Маяковского и кинотеатра повторного показа, где ныне располагается театр Марка Розовского. От этой идеи (как сейчас признается Буш — бредовой) быстро отказались в пользу перекрытия внутреннего двора для создания в этом пространстве зрительного зала и сценической коробки.
Сначала 20‑метровая сценическая коробка вылезала за уровень кровли и искажала вид Калашного переулка — органы охраны наследия отказывались согласовывать проект. Архитекторы ориентировали зал и так и этак, чтобы спрятать коробку в глубине квартала, а когда все же остановились на нынешнем положении зала, возникла идея заглубить его вместе с коробкой на несколько метров вниз, чтобы хоть как‑то организовать театральную технологию.


И удивительное дело — задумка нашла поддержку у тогдашнего главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, который начал помогать согласовывать проект. Неважно, что архитекторы изменили габариты памятника архитектуры, выкапывая подземные уровни и приподнимая коньки кровли для использования пустовавших ранее чердаков. Или что в зоне охраны памятника — а двор находится именно в ней — было предпринято новое строительство (перекрытие двора фактически им является). Или что дворик‑ вестибюль, также находящийся в охранной зоне, перекрыли — тоже вопреки закону.
Просто в России очень любят оперу. А закон и памятники — не очень.