Реставрация с приспособлением усадьбы Глебовых-Стрешневых-Шаховских для «Геликон-оперы»

Вспоминаем проект реконструкции усадьбы под здание театра и в очередной раз задаемся, кажется, вечным вопросом — где лежат границы приспособления памятника и существуют ли допустимые рамки нарушения законов?

расположение:

Москва, Большая Никитская ул., 19/16

опубликовано в журнале:
ПР80

реализация:

1997-2015

площадь застройки:

3 820 м2

общая площадь:
11 460 м2

текст:

Ася Белоусова

фото:
МАХПИ им. Полянского

авторы проекта:
Моспроект-4

I этап (1997–2010): архитекторы А. Боков, Д. Буш, Т. Кирдина, Е. Иванова, И. Афонина, И. Бабак, В. Кузнецов, А. Меркулов; реставратор А. Конев; ГИП Е. Бекмухамедов

МАХПИ им. Полянского

II этап (2014–2015): в сотрудничестве с ЗАО «Фирма Вектор»; ГАП Е. Хализов

Случай реставрации с приспособлением памятника архитектуры федерального значения —  усадьбы Глебовых‑Стрешневых‑Шаховских — для «Геликон‑оперы» является уникальным и по технологической сложности, и по очевидности нарушений закона об охране памятников, и по мощи политической воли, которая стояла за желанием театра несмотря ни на что обрести дом. Справедливости ради надо сказать, что оперный театр зародился именно в этом здании —  в нем до начала 1990‑х годов располагался Клуб медицинских работников (Дом медика), которым руководил Александр Семенович Бертман, отец худрука «Геликон‑оперы» Дмитрия Бертмана. То есть история, оказывается, к тому же в некотором роде семейная: дом перешел от отца к сыну, и, вероятно, воспринимается последним как фамильная реликвия. Этот трогательный момент, однако же, не лишает справедливости часто задаваемый вопрос: «Насколько необходимо размещение в здании памятника функции, которую оно не в состоянии вместить без искажения предмета охраны?»

Фото из архива «Геликон-оперы». Внутренний двор усадьбы и до реконструкции порой служил театру в качестве зрительного зала. В 1992 г. там была поставлена опера «Паяцы», после чего представления неоднократно проводились в этом пространстве
Фото из архива «Геликон-оперы». Внутренний двор усадьбы и до реконструкции порой служил театру в качестве зрительного зала. В 1992 г. там была поставлена опера «Паяцы», после чего представления неоднократно проводились в этом пространстве
Вид зала со сцены. Знаменитое парадное крыльцо исторического здания усадьбы теперь служит «царской» ложей зрительного зала. Техническую сложность представляла собой организация акустики в зале, который, по воспоминаниям Д. Буша, звучал, «как консервная банка» из-за кирпичных стен. После проработки нескольких вариантов архитекторы вместе с театральными работниками остановились на акустических поглотителях из полимерного материала в форме грибов — даже по мнению авторов проекта, спорном с архитектурной точки зрения решении, которое, однако, полностью удовлетворило художественного руководителя театра
Вид зала со сцены. Знаменитое парадное крыльцо исторического здания усадьбы теперь служит «царской» ложей зрительного зала. Техническую сложность представляла собой организация акустики в зале, который, по воспоминаниям Д. Буша, звучал, «как консервная банка» из-за кирпичных стен. После проработки нескольких вариантов архитекторы вместе с театральными работниками остановились на акустических поглотителях из полимерного материала в форме грибов — даже по мнению авторов проекта, спорном с архитектурной точки зрения решении, которое, однако, полностью удовлетворило художественного руководителя театра
Реконструкция зала позволила организовать сцену размером 10 х 12 м, два сценических кармана, арьер с поворотным кругом и трюм. Сначала от архитекторов требовали, чтобы перекрытие двора было стеклянным, чтобы он хотя бы условно оставался двором, но, как вспоминает Д. Буш, они с коллегами понимали, что в театральном зале это невозможно
Реконструкция зала позволила организовать сцену размером 10 х 12 м, два сценических кармана, арьер с поворотным кругом и трюм. Сначала от архитекторов требовали, чтобы перекрытие двора было стеклянным, чтобы он хотя бы условно оставался двором, но, как вспоминает Д. Буш, они с коллегами понимали, что в театральном зале это невозможно

«Моспроект‑4» получил заказ на реконструкцию здания в 1995 г. По воспоминаниям архитектора Дмитрия Буша, одним из первых вариантов было объединение в единый театральный комплекс сразу трех зданий —  Дома медика, Театра им. Маяковского и кинотеатра повторного показа, где ныне располагается театр Марка Розовского. От этой идеи (как сейчас признается Буш —  бредовой) быстро отказались в пользу перекрытия внутреннего двора для создания в этом пространстве зрительного зала и сценической коробки.

Перекрытый дворик стал вестибюлем
Перекрытый дворик стал вестибюлем
Парадная лестница в гардероб
Парадная лестница в гардероб
Гардероб
Гардероб

Сначала 20‑метровая сценическая коробка вылезала за уровень кровли и искажала вид Калашного переулка — органы охраны наследия отказывались согласовывать проект. Архитекторы ориентировали зал и так и этак, чтобы спрятать коробку в глубине квартала, а когда все же остановились на нынешнем положении зала, возникла идея заглубить его вместе с коробкой на несколько метров вниз, чтобы хоть как‑то организовать театральную технологию.

Продольный разрез по зрительному залу. Для организации амфитеатра зал пришлось углубить на 8 м ниже уровня земли, а для организации трюма сцены — и того глубже. Глубина оркестровой ямы составляет около 3 м
Продольный разрез по зрительному залу. Для организации амфитеатра зал пришлось углубить на 8 м ниже уровня земли, а для организации трюма сцены — и того глубже. Глубина оркестровой ямы составляет около 3 м
Планы –1-го, 1-го и 2-го этажей: 1. Фойе с лестницей 2. Гардероб 3. Kомната для переодевания 4. Камера хранения 5. Холл 6. Санузел 7. Курительная 8. Нижнее фойе 9. Кафетерий 10. Подсобное помещение буфета 11. Mоечная 12. Загрузка буфета 13. Арьерсцена 14. Сцена 15. Aвансцена 16. Оркестровая яма 17. Карман 18. Помещение ожидания выхода на сцену 19. Aртистическая дирижера 20. Aртистическая солистов 21. Помещение сценического комплекса 22. Киоск 23. Артистическая 24. Распред. узел 25. Bходной вестибюль 26. Kассовый вестибюль 27. Кассы 28. Помещение дежурного администратора 29. Кладовая афиш 30. Кабинет главного администратора 31. Фойе 32. Ложа VIP 33. Помещение осветителя 34. Помещение для гостей VIP-ложи 35. Помещение загрузки мастерских 36. Коридор загрузки большого зала 37. Помещение охраны 38. Холл со служебным гардеробом 39. Зрительный зал на 500 мест 40. Холодильная камера 41. Mоечная кухонной посуды и тары 42. Kладовая продуктов 43. Кухня-доготовочная 44. Гардероб посетителей 45. Зал № 1 46. Зал № 2 47. Зал № 3 48. Бар 49. Кафе-бар 50. Раздаточная 51. Mоечная столовой посуды 52. Фойе малого зала 53. Театральная гостиная 54. Помещение сценич. комплекса 55. Зрительный зал на 150 мест 56. VIP-ложа малого зала 57. Репетиционный зал 58. Репетиционный класс 59. Режиссер 60. Помещение худсовета 61. Гримерная 62. Худ. руководитель 63. Приемная 64. Зам. худ. руководителя 65. 1-й зам. худ. руководителя 66. Мастерская художников 67. Помещения ТОО «Мода» 68. Помещения Дома медиков
Планы –1-го, 1-го и 2-го этажей: 1. Фойе с лестницей 2. Гардероб 3. Kомната для переодевания 4. Камера хранения 5. Холл 6. Санузел 7. Курительная 8. Нижнее фойе 9. Кафетерий 10. Подсобное помещение буфета 11. Mоечная 12. Загрузка буфета 13. Арьерсцена 14. Сцена 15. Aвансцена 16. Оркестровая яма 17. Карман 18. Помещение ожидания выхода на сцену 19. Aртистическая дирижера 20. Aртистическая солистов 21. Помещение сценического комплекса 22. Киоск 23. Артистическая 24. Распред. узел 25. Bходной вестибюль 26. Kассовый вестибюль 27. Кассы 28. Помещение дежурного администратора 29. Кладовая афиш 30. Кабинет главного администратора 31. Фойе 32. Ложа VIP 33. Помещение осветителя 34. Помещение для гостей VIP-ложи 35. Помещение загрузки мастерских 36. Коридор загрузки большого зала 37. Помещение охраны 38. Холл со служебным гардеробом 39. Зрительный зал на 500 мест 40. Холодильная камера 41. Mоечная кухонной посуды и тары 42. Kладовая продуктов 43. Кухня-доготовочная 44. Гардероб посетителей 45. Зал № 1 46. Зал № 2 47. Зал № 3 48. Бар 49. Кафе-бар 50. Раздаточная 51. Mоечная столовой посуды 52. Фойе малого зала 53. Театральная гостиная 54. Помещение сценич. комплекса 55. Зрительный зал на 150 мест 56. VIP-ложа малого зала 57. Репетиционный зал 58. Репетиционный класс 59. Режиссер 60. Помещение худсовета 61. Гримерная 62. Худ. руководитель 63. Приемная 64. Зам. худ. руководителя 65. 1-й зам. худ. руководителя 66. Мастерская художников 67. Помещения ТОО «Мода» 68. Помещения Дома медиков

И удивительное дело —  задумка нашла поддержку у тогдашнего главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, который начал помогать согласовывать проект. Неважно, что архитекторы изменили габариты памятника архитектуры, выкапывая подземные уровни и приподнимая коньки кровли для использования пустовавших ранее чердаков. Или что в зоне охраны памятника —  а двор находится именно в ней —  было предпринято новое строительство (перекрытие двора фактически им является). Или что дворик‑ вестибюль, также находящийся в охранной зоне, перекрыли — тоже вопреки закону. 

Просто в России очень любят оперу. А закон и памятники — не очень.

читать на тему: