Ресторан «БАЛТ» в Зеленоградске
Ресторан назван в честь древнего народа, населявшего территорию Калининградской области и стран Прибалтики, который являлся прародителем всех балтийских народов и основоположником местной культуры. Рецепты балтийских племён нашли отражение в меню, а в интерьере их культура обыграна через рукотворность, некоторую первобытность и близость к природе.
Курортный проспект, 16, Зеленоградск, калининградская область
фото: Сергей Мельников
2022
270,0 м2
Ресторан «Балт» расположен в уникальном для истории города Зеленоградская (в прошлом немецкого Кранца) здании: гостевом доме Курхаусе, 1843 года постройки. С него принято отсчитывать превращение прусского прибрежного селения в популярное место отдыха. Посетив Кранц в 1816 году, Король Фридрих Вильгельм IV был так вдохновлён местной природой и морем, что распорядился присвоить городу статус курорта и построить главный гостевой дом города, которым и стал Курхаус Кранц. В довоенное время это был центр жизни Кранца: здесь размещалась столовая, бильярдный, концертный, театральный и танцевальный залы, а также 23 гостиничных номера.
Как и самом Кранцу на долю здания досталось много испытаний и радикальных изменений. Здание было частью немецкой культуры, пережило советские времена (которые не очень ценили местную историю) и возродилось в наше время, как часть новой истории Зеленоградска. Его долгая история отразилась в самих его стенах: старый немецкий кирпич вперемешку с силикатным советским, заложенные проемы, усиление металлом. Теперь на первом этаже расположен ресторан БАЛТ с собственной пекарней и сыроварней, а наверху отель «Курхаус».
История отеля, красота балтийской природы и отголоски культуры балтов – древнейших оседлых племен, которые жили в Прибалтике – легли в основу концепции нового ресторана.
Помещение ресторана состоит их трех залов и открытой кухни, которую видно сквозь исторические проемы здания.
Несмотря на единство стиля и концепции – все три зала немного отличаются друг от друга: посадка первого зала расположена вдоль панорамных окон, которые смотрят на главную улицу города – Курортный проспект. Главный акцент здесь огромный валун, вмонтированный прямо в стену.
Первый и второй залы пронизывает узкая дорожка из деревянных досок, идущая вдоль кухни.
Кирпичные арочные проемы, приоткрывающие вид на основную кухню, плавно сменяются фактурной стеной, огибающей важную доминанту – печь, которая в свою очередь является главным акцентом второго зала. Вмонтированные в эту стену светильники ручной работы имитируют свечение огня.
Не менее важным акцентом является бетонный полу-барный стол: часть открытого контактного бара в конце зала,чья столешница буквально разломлена по центру, образуя две массивные плиты. Основание стола выполнено из старых немецких деревянных волнорезов, которые время от времени выкидывает на берег: шторм забрал их в море, а потом вернул на сушу, но уже с новой уникальной, обкатанной тысячей волн текстурой.
Второй и третий залы в первоначальном виде представляли из себя единое пространство сильно вытянутой прямоугольной формы, поэтом архитекторы визуально разделили их с помощью крупных полотен ткани из натурального льна на металлических кронштейнах и дополнили грядой волнорезов за ними.
Мягкие, плавные формы находят свое продолжение и в третьем зале. Декоративная стена смягчает прямолинейность исходного пространства и создает более комфортное и разнообразное зонирование. Вторит мягким линиям и мебель: столешницы имеют скругленные углы, а стол для общей посадки имеет вид погнутого живого дерева – его столешница выполнена из массива и опирается на основание из группы волнорезов, пронизывающих ее насквозь.
В каждом из трех залов есть акцентные столы и стулья: большой круглый стол с основанием из настоящего корневища дерева окружен группой стульев, напоминающих троны. Несмотря на свою заметность, они неожиданным образом создают ощущение уединения за счет очень высокой, дарящей приватность спинки. Столы красиво освещает свет, падающий сквозь кисточки вязанных светильников из макраме, которые чуть покачиваясь создают игру света и тени.
Чтобы обыграт отсылку к культуре древних балтов в интерьере задействованы старейшие декоративные приемы и материалы: камень, керамика, старое дерево, лен, на часть мебели нанесены древние балтийские орнаменты. В основе всего натуральньность и неброская гамма балтийской природы, что очень поддерживает концепцию местной кухни: минималистичной, тонко выверенной, аутентичной, построенной на природных акцентах.