Ресторан Farang в Москве

Farang – иностранец, преимущественно европеец – слово персидского происхождения, которое появилось в ответ на нужду назвать и осознать пришельцев, однажды проникших в повседневность. В центре концепции ресторана «Farang», созданного архитекторами вместе с бренд-шефом проекта Алексеем Пинским – размышление о караванных маршрутах, которые когда-то сформировали представление Азии о Европе и Европы об Азии, воплотившиеся в ярких сочных красках, восточной многословности, перемежающихся с европейскими образами и советским архитектурным наследием.

расположение:

Москва, Малая Никитская 24с1

фото: Ольга Мелекесцева

проектирование:

2019-2021

реализация:
2021

площадь:

415 м2

авторы проекта:
Wowhaus

Руководители бюро: Олег Шапиро, Дмитрий Ликин
Руководитель проектной группы: Екатерина Ковбашина
Ведущий архитектор: Галина Серебрякова
Архитектор: Виктория Дзеранова; при участии Ольги Варамеевой, Екатерины Кургеевой и Тиграна Геворкяна

Ресторан расположился в историческом пространстве Дома звукозаписи на Никитской. Проектируя новый знаковый московский ресторан, важно было сохранить характерные детали здания – колонны с золочкнными капителями, витражные панно – одновременно создав среди этого постсоветсткого великолепия эклектичный интерьер, который отображал бы многоликость Востока.

Архитекторы провели большое исследование, которое позволило создать аутентичный проект, где накладываются срезы бесконечной культуры Востока: визуальная культура Азии и маршрутов Шелкового пути, китайские, индийские, арабские, среднеазиатские, византийские, венецианские мотивы. Вместе с тем исторические детали пространства показались не менее важной частью целостного образа. Возведенное в 1938 году, здание на Малой Никитской, 24 всю жизнь служило музыке. Оно было построено как Дом звукозаписи – культовое место для музыкантов нескольких поколений. Помимо прекрасной акустики, ресторан унаследовал золотые карнизы и капители, лепнину, чугунную решетку на входе, кессонные потолки. 

Планировка ресторана
Планировка ресторана
План антресоли
План антресоли

Цвет потолков был изменен на коралловый и золотой, как у самого дорогого шелка в Китае. При входе гостей встречает витраж 50-х годов, что отсылает к Венеции как к итальянскому отражению Востока. У главной двери, перед исторической решеткой находится инсталляция в виде колонны с зеркальными ламелями. 

Вся мебель, кроме стульев и части диванов, в данном проекте спроектирована индивидуально. По мере продвижения в главный зал можно увидеть официантскую станцию. Паттерн на ее декоративной решетке был взят с исторической решетки у главного входа. 

Для Farang архитекторы придумали собственный шифр, основанный на визуальных образах письменности арабских, тюркских, шумерских языков. Результаты эксперимента нанесены на стены ресторана. Полуисчезающие знаки символизируют письмена незнакомого языка, которые для заглядывающего в них чужеземца означают таинственное и недоступное для понимания. 

Кухонная зона – самое яркое пятно Farang. В ее оформлении авторы старались передать жар очага, вокруг которого разворачивается жизнь восточного базара. Два тандыра выкрашены в золотой цвет, новое прочтение получила и маленькая золотая квадратная плитка. Зачастую обыденная («низкая»), в непривычном контексте она обретает другое значение и скорее напоминает византийскую мозаику – смальту. Она гармонично встроена в образ сияющего сердца ресторана. 

Барная зона – вторая точка притяжения, она выполнена из изразцов, произведенных в Татарстане по старинным технологиям с использованием традиционных Восточных мотивов.

На Ближнем Востоке и в Центральной Азии ковер традиционно считается символом благополучия и роскоши. Пятиметровый ковер ручной работы с логотипом Farang – важный элемент ресторана. Его ценность подчеркнута тем, что он обрамлен золотой рамой.

Китч и заигрывание со знаковыми образами Востока продолжается в уборных. Золотой потолок там соединяется с придуманными архитекторами изображениями тигров и леопардов, а также мотивами из Сюнга – средневековой японской эротической гравюры.

Антресольный этаж располагает более уединенной и тихой обстановкой. Некоторые из столиков отгорожены от других, создавая приватные кабины. Свет, как и мебель, был полностью прорисован архитекторами. Массивные колонны подчеркнуты вертикальными светильниками – своего рода оммаж марокканской световой палитре с ее ночниками и приглушенным светом. Стеклянные колбы для второго этажа были куплены на рынке винтажных изделий: колбы туда попали с уже прекратившего существование стекольного завода. На их основе архитекторы придумали сами светильники.

Для того чтобы придать пространству свежести и атмосферу отдыха в роскоши оазиса, была добавлена зелень – фикусы, похожие на пальмы, в специально спроектированных высоких горшках.

читать на тему: