Ресторан YALE в Нижнем Новгороде

Интерьер, в котором красиво обыгран образ романтичной обжитой руины из далекого прошлого.

расположение:

Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 30

фото: Лиза Верук

реализация:

2022

площадь:

300 м2

авторы проекта:
Fruit Design Studio

Александр Фрухт

Описание от авторов проекта:

YALE – ресторан современной русской кухни в старинной усадьбе в исторической части Нижнего Новгорода. Усадьба А. И. Костромина — А. Шушляева расположена на бывшей купеческой улице Рождественской по соседству от Церкви Собора Пресвятой Богородицы. Спроектировали  комплекс архитекторы И. Е. Ефимов и Н. И. Ужудемский-Грицевич, а строился он в 1825—1857гг. В разные годы усадьба принадлежала купцам Костромину, Шушляеву, Блинову, последним дореволюционным владельцем был нефтяной магнат из Астрахани – Милаэль Полик. После 1917г. усадьбу национализировали, в советское время там были коммуналки, детский сад и отделение банка. На втором этаже, там, где располагались основные жилые комнаты усадьбы, под советской обшивкой великолепно сохранились потолочные росписи и богатая гипсовая лепнина 19 века.

Ресторан расположен на втором этаже со входом через просторную парадную лестницу с историческими чугунными балясинами. Площадь залов ресторана составляет 300 кв.м., основная посадка расположена в трех просторных залах, соединённых между собой большими проемами. Ближе к холлу расположен барный зал с выходом в техническую зону, кухню, кабинет и детскую.

Первым делом большую и кропотливую работу провели профессиональные реставраторы. Там, где необходимо было укрепить роспись и лепнину – это было сделано, а вся грязь и копоть отчищена.

После долгих поисков концепции, заказчик принял решение оставить руинированный интерьер, не восстанавливать его в первозданном виде, а как бы инсталлировать в него современную отделку, мебель и детали. На основе данной идеи уже был разработан детальный проект, основой которого была идея, заключающаяся в том, что все находящееся выше определенной отметки оставить так как было обнаружено и отчищено при демонтаже обшивки. Остальное же отделать полосой ровной штукатурки и окрасить матовой зеленой краской, причем ей же окрашивались и все элементы мебели и декора. Все открывшееся исторические проемы были задействованы для станций официанта и систем хранения. Проем из зала в барную зону было решено оставить сквозным - со стороны зала туда встала станция официанта, а со стороны бара - винный шкаф. Большие проемы между залами, а также все окна и двери было решено обрамить в окрашенный МДФ, чтобы придать им больше четкости и геометричности, визуально разделить пространство. Если зеленые рамки межзальных проемов разделяют пространство на три отдельных по смыслу зоны, то дубовый паркетный пол, тонированный под орех, призван визуально соединить интерьер. Из таких противоречий и контрастов состоит весь проект.

Барная зона – это большой островной бар в отдельном зале, отделанный фрезерованными панелями МДФ, а столешница выполнена из массива карагача. Задник бара – это полки с алкоголем на фоне патинированного зеркала. Вообще подобные состаренные зеркала встречаются в нескольких элементах мебели, в качестве отсылки к дворянско-купеческой истории дома. Как старые и безмолвные свидетели судеб и жизней разных семей из разных поколений. Как свидетели трагичной и богатой истории нашей страны.

Стулья за баром – это мебель от молодого бренда дизайнерской мебели NODE. Сооснователем бренда является дизайнер Александр Фрухт, выполнивший проект самого ресторана YALE. Стулья выполнены из массива ясеня и окрашены мебельной эмалью. Также от этого бренда в ресторане представлена лавка ОСТОВ в холле. Что касается остальной мебели, то тут царит подчеркнутая эклектика, которая дополняет исторический стиль самой усадьбы. Какие то предметы были заказаны от современных брендов, часть мебели была куплена на винтажных барахолках в Москве, где мебель привозят из Европы. Столешницы из благородного карагача соседствуют со столешницами из переработанного пластика от питерского 99 recycle, которые напоминают темный терраццо.

Освещение было самой сложной задачей, т.к. потолок является предметом охраны и его трогать нельзя было совсем, даже для прокладки кабелей и крепления небольших прожекторов. Тогда было принять решение о прокладке теплой LED ленты вдоль всех стен, которые светили бы на потолок. Мощность подобрали такую, что в ночное время создается очень камерная атмосфера, но все же видимость хорошая, дополнительно, как главный элемент декора, подчеркивается историческая лепнина и росписи. Для локальной же подсветки используются настольные светильники с аккумуляторами. Отдельно стоит сказать про освещение парадной лестницы. Для придания нотки ироничности данному ресторану, дизайнер ввел элемент в виде парящих светильников-елей, напоминающих скорее детские, или елочные игрушки. Светильники произвела местная дизайнерка – Анна Феоктистова, основательница бренда светильников ХВОЯ.

Сам по себе интерьер получился очень декоративным за счет невероятного количества оригинальных исторических деталей: латунные решетки, латунные же заслонки каминов, шамотная плитка, роспись с птицами и флористическими мотивами, выполненная в конце 19 века, предположительно Августом Августовичем Томашко, лепнина и т.д. Цвета в интерьере сами собой получились в духе рококо – именно такая палитра открылась при отчистке культурных слоев краски разных эпох. Потому добавлять обилия современного декора не хотелось. Исключение составили несколько качественных репродукций Шишкина с изображениями хвойного леса. Такой банальный выбор художника неслучаен – это также тонкая самоирония, а выкрас поверх картин четкой полосы зеленого цвета транслирует основную идею интерьера.

читать на тему: