Резиденции Mandarin Oriental в Москве
На Болотном острове появились четыре новых дома c закрытыми приватными дворами. Видовой доминантой архитектурного ансамбля стал пешеходный бульвар, протянувшийся на 200 метров от Софийской набережной до парка на Болотной площади, а главной приметой — узорчатые фасады.
Москва, Софийская наб., вл. 4—10 Болотная площадь, вл. 14
фото: Даниил Анненков
2016–2018
реализация: 2018-2022
2 га
площадь застройки: 10 356,2 м2
общая площадь: 85 855 м2
Sergey Skuratov Architects
+ « Студия Уткина»А/ С. Скуратов, И. Уткин, В. Обвинцев, С. Безверхий, В. Дудина, К. Ухина, Д. Кириллова, Т. Скибо, Н. Овсянникова, А. Шлыкович
В 2011–2012 годах «Меганом» разработал концепцию генерального плана всей территории Балчуга, располагающейся между резиденцией Британского посла и улицей Серафимовича. Этот проект лег в основу конкурса на проектирование этого участка, который выиграло бюро Сергея Скуратова. После этого «Меганому», а позже Citizenstudio, досталось проектировать историческую зону территории, а Сергею Скуратову — курировать новое строительство.
Заказчик и оператор комплекса Mandarin Oriental настоял на том, что застройка рядом с Кремлем должна носить соответствующий месту облик (спасибо, что не ориентальный). Для его разработки к команде Скуратова присоединился мэтр y неоклассики Илья Уткин.
В архитектурную задачу входило создать уютный образ московской исторической малоэтажной застройки. Он, в свою очередь, зиждется на разнообразии фасадных решений и композиций с различных видовых точек. Поэтому основная роль в достижении поставленных целей отводилась отделочным материалам, сочетанию их качеств и формы поверхностей и цветовой комбинации друг с другом.
По словам Уткина, образное решение стиля фасадов сложилось на основе изучения застройки Софийской набережной. Так, раньше в районе Болотной площади располагались складские и производственные здания, а вдоль реки велась интенсивная торговля. Вытянутые складские корпуса имели регулярный ритм оконных проемов и железную скатную кровлю. Отделка была тоже традиционной: кирпич и белый камень.
Эти же материалы использовали в проекте нового жилого комплекса. Позаимствовали и ритмичный рисунок оконных проемов. В результате четыре вытянутых корпуса имеют четко выраженные общие корни, но отличаются по рисунку деталей и пропорциям камня и кирпича.
Первый и главный по репрезентативности дом, выходящий на Болотную площадь, решен целиком в камне. У второго здания, смотрящего на Большой Каменный мост, тоже каменный фасад (при этом его внутренний корпус сложен из кирпича с каменными лоджиями. Еще один целиком кирпичный дом расположен внутри двора. А четвертое здание имеет смешанную фактуру фасадов: здесь поровну кирпича и камня. Именно такое решение, по мнению авторов, позволяет органично вписаться в существующий эклектичный контекст.
Белый камень — это характерный для Москвы мраморовидный известняк тепло-серого цвета. При этом ценность отделки достигается разнообразием обработки поверхности. Например, цокольный камень имеет матовую поверхность — он так называемый лощеный. А рустованная часть фасада, образующая широкие пилоны на поверхности, имеет частые вертикальные борозды округлой формы.
домам придает в первую очередь декор. В основе рисунка лежит византийский орнаментальный стиль, отличающий русскую архитектуру от европейской классики. Так, первый этаж одного из домов завершает узорчатый карниз-бордюр, который состоит из триглифов и треугольного орнамента поверхность пиленая матовая. Фасад же, продолжающий тему пилонов выше первого карниза, имеет более мелкий руст и менее брутальную вертикальную просечку поверхности.
Таким образом, архитектура фасадов, построенная по традиционным классическим канонам ритма и пропорций, несет в себе память о русском зодчестве. В то же время она отмечена вполне современными витражами и оконными проемами, а главное — объемно- пространственным решением комплекса, который помимо удачной планировки получил от Скуратова еще и акцентное благоустройство: такое же ритмичное, размеренное, с чередованием материалов и оттенков. Оно как будто упорядочивает, приглушает лихость русско-византийского узорочья, и весь комплекс смотрится законченным произведением, в котором вдоволь и европейского, и азиатского. Очень московским произведением.