Школьный двор Павловской гимназии в Московской области

Архитекторы бюро «Дружба» при научном сопровождении исследователей из Московского городского педагогического университета придумали новый формат школьного двора Павловской гимназии. Проект под названием «Зелёный сад» разрабатывался по принципам соучаствующего проектирования: 250 учеников, родителей и преподавателей школы стали соавторами проекта и предложили свои варианты благоустройства территории.

расположение:

Московская область, городской округ Истра, деревня Веледниково, Живописная улица, 136

фото: Дмитрий Чебаненко; пресс-служба Павловской гимназии

проектирование:

2019-2020

реализация:
2020

консультанты:

НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, Любовь Гурарий.

авторы проекта:

Ведущие архитекторы: Анастасия Рычкова, Анна Родионова, Белла Филатова, Александра Черткова, Алина Рахматуллина
Архитекторы и генплан: Ольга Парамонова, Мария Мироненко Инженерия: Юрий Середа, Игорь Курдюмов, Виолетта Ларионова
Озеленение: ИльБоско
Освещение: Культура света, Тринова
Проектирование с детьми: Драконопроект

Бюро «Дружба» вместе с педагогическим университетом МГПУ разработали методику переформатирования школьного двора  «Школьный двор с детьми как соавторами». Целью методики является превращение архитектурными средствами школьной территории в образовательныое пространство, отвечающее ценностям XXI века. 

По результатам исследования, проведенного в 2018 году Лабораторией развития ребенка, больше 25% школьных дворов в Москве представляют собой территории отчуждения и используются для спортивных занятий и общественных мероприятий считанные дни в году. С точки зрения архитекторов бюро «Дружба» школьному двору давно пора стать образовательным пространством и ресурсом для развития сообщества школы, всеми способами транслировать его ценности. Для создания по-настоящему востребованного и популярного пространства в разработке проекта обязательно должны участвовать будущие пользователи: ученики и преподаватели школы, родители и администрация. Методика позволяет привлечь будущих пользователей к исследованию и постановки задачи, разработке проекта и его реализации, а также сделать полноценными соавторами проекта детей, подростков и педагогов. Команда экспертов сопровождает весь процесс от разработки концепции до ее реализации.

«Зеленый сад» – первый реализованный проект методики. Пространство двора включает в себя всепогодный павильон для встреч, занятий и лекций, а также места, где можно уединиться, — домики для младших учеников и «беседка-шушукальница» для старшеклассников. Вместо стандартных детских площадок в «Зелёном саду» предусмотрены двигательно-игровые маршруты и экотропа с жукарием, лупой, кормушкой, разрезом земли, ароматными травами, огородом и теплицей. Также предусмотрены места для учителей, где они могут отдохнуть или провести встречу с родителями.

Татьяна Ле-ван, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ: «При проектировании школьного двора важно закладывать в него большой потенциал, чтобы он одновременно был образовательным пространством, транслятором ценностей и ресурсом для развития всех членов школьного сообщества. Это постарались учесть разработчики проекта “Зеленый сад”».  

Перед разработкой проекта в интерактивной форме было проведено исследование предпочтений учеников младшей, средней и старшей школы, в котором более 250 учеников смогли рассказать о своих ощущениях, пожеланиях, идеях и предложить свои варианты объектов. На основе этой работы в комплексное видение реконструкции были включены важные инсайты: сложная самоидентификация Гимназии с одновременными ценностями лидерства и субъектности, разные и не противоречащие друг другу потребности детей и взрослых. 

Белла Филатова и Анастасия Рычкова, архитекторы, партнеры бюро «Дружба»:  «Зелёный сад» в Павловской гимназии — первый реализованный кейс нашей методики переформатирования школьной среды вместе с сообществом «Школьный двор с детьми как соавторами». Эта методика меняет не только среду, но и отношения внутри школы: педагоги получают новые инструменты, позволяющие включать голос ребенка в принятие решений. Это возможность взглянуть по-новому на незадействованные пространства школьных дворов. В Павловской гимназии у нас получилось место, где можно взаимодействовать с природой и наблюдать за ее циклами».   

Ольга Рагожина, директор Павловской гимназии: «Уникальность практики соучаствующего проектирования в принятии пространства детьми и взрослыми, появлению новых смыслов, идей для дальнейшего развития, которые рождаются в диалоге и сотруднической позиции всех участников проекта: педагогов, родителей, детей. По-хорошему завидую тем, кто пока еще в самом начале пути. Решайтесь!».

читать на тему: