Средняя общеобразовательная школа № 220 в Новосибирске

Школа в микрорайоне «Евроберег» — знаковый социальный объект для Новосибирска в целом. Здание находится в самом центре района, хорошо просматривается с разных точек и за счет большого участка играет роль важнейшего общественного пространства. Для Брусники же это первый опыт проектирования школы и переосмысления типовых подходов.

расположение:

ул. Владимира Заровного, 220, Новосибирск

фото: Дмитрий Чебаненко, Наталья Бочкова, Валерий Костюнин

проектирование:

2019

реализация: 2020–2023

общая площадь:

15 335 м²
площадь учебных классов – 4 645 м²
количество мест: 825
количество классов: 58
площадь на одного ученика: 18м²

авторы проекта:
Брусника

девелопер
заказчик: ГКУ Новосибирской области «Управление капитального строительства» архитектура: SVESMI
консалтинг: Центр разработки образовательных систем «Умная школа» генпроектирование: ГенИнжПроект
интерьеры и планировки: Брусника
проектирование Ландшафт: бюро Novascape

Выбранная форма здания — прямоугольник с необычно устроенными фигурными углами — обеспечила понятную навигацию внутри школы и проницаемость пространств. У каждого из четырех фасадов, которые выходят на разные улицы, есть отличительные черты в виде оформления входных групп и ритмического рисунка окон.

Фото: Дмитрий Чебаненко
Фото: Дмитрий Чебаненко
Фото: Дмитрий Чебаненко
Фото: Дмитрий Чебаненко

Так, главный вход сделан как ниша с мягко закругляющимися пилонами по бокам — посетителя как будто приглашают внутрь. Вечером этот вход становится источником света — фонарем с цветными витражами. А крыша устроена как пятый фасад: чтобы жители более высоких окружающих домов могли не лицезреть технические коммуникации, а любоваться школой со всех сторон.

В основу организации проекта легла идея создать школу, которая бы легко приспосабливалась к изменениям: и к тем, что происходят в течение дня, и к тем, что произойдут в перспективе десяти лет. Например, специализированные классы здесь заменили на кластеры: медиа и арт, спортивный, естественно-научный и технологический. А внутри кластеров помещения универсальны и могут использоваться для изучения сразу нескольких предметов. Тем более что габариты и конфигурация аудиторий позволяют задействовать разные форматы обучения и рассадку в зависимости от задач учителя. Этому способствует легкая мебель, из которой можно составлять самые разнообразные композиции.

Дизайн внутренних помещений подчинен идее максимальной открытости и простоты: классы и аудитории связаны через разделяющие прозрачные конструкции. Стеклянные перегородки дают им дополнительный свет и «обнажают» образовательный процесс.

Многосветный атриум с зенитным фонарем и витражным остеклением тоже усиливает естественную светопроницаемость. Он устроен как многофункциональное пространство с деревянной лестницей‑трибуной для организации лекций, концертов, театральных выступлений и отдыха между занятиями. Рядом находятся спортивные залы и зона рекреации с пуфами, диванами и растениями. Кроме того, атриум визуально и физически связан со столовой и музыкальным классом — за счет прозрачных и мобильных перегородок.

Помимо тематических кластеров в школе предусмотрены лаборатории и мастерские для творческих занятий и групп продленного дня. Многие из них заменяют привычные каждому кабинеты труда, кулинарии и ИЗО, предлагая еще больше функций и разнообразия.

Однако учебный процесс проходит не только в классах: ему подчинено все пространство школы и прилегающей территории. Спортивные, образовательные и игровые функции распределяются по участку в соответствии с рельефом: например, площадка с полем для игры в мяч также выступает амфитеатром и лабораторией под открытым небом для старших классов.

По соседству с ней расположены площадки для отдыха в виде зеленых склонов с деревянными настилами и павильонами, воркаут и зона активной игры для детей разных возрастов.
Зимой во дворе в фаворе физическая активность: можно заливать каток или организовывать лыжню. Но так же легко территория школы приспосабливается для снежных забав и гуляний.

Разработанный Брусникой школьный проект уже включен в практику повторного применения в Министерстве строительства РФ. Это значит, что его можно тиражировать на федеральном и региональном уровнях.

Смотреть видеоролик о проекте

Реклама. ООО «Брусника». 2RanykW4wHa

читать на тему: