Станция метро «Марьина Роща» в Москве
Станция, проект которой претерпел множество изменений от конкурсного варианта до реализации: сменились материалы, станция «потеряла» часть отделки, больше того - сменилось даже название, подсказавшее сам образ. Но идея с шарами-опорами и пузатыми колоннами вопреки всему сохранилась и сделала станцию одной из самых запоминающихся в БКЛ.
Москва, 3-й проезд Марьиной Рощи на пересечении с Шереметьевской улицей
фото: Владислав Айнет
2017
реализация: 2023
72 метра
AI-Architects
Иван Колманок, Александр Томашенко, Василий Сошников, Рустам Исанчурин, Максим Машинистов, Ася Стойченко, Дарья Зайцева, Людмила Иванова, Александра Круглякова, Мария Ценципер, Надежда Придаткина, Марианна Шамонина, Евгения Титкина, Андрей Смирнов
Конкурсное название станции «Марьина роща» - «Шереметьевская», поэтому архитекторы проекта позволили себе пофантазировать на тему «дворянского гнезда» и решили обыграть в облике станции ключевые материалы русских усадеб: фарфор и изразцы. Так колонны — фрагменты сводов тюбингов — приобрели пузатую форму и задумывались, сделанными из мрамора, но покрытыми мельчайшими кракеллюрами, на манер изразцов. А сама станция получила белоснежный облик, словно сияющий тонкий фарфор: свод потолка архитекторы решили сделать безграничным светорассеивающим отражателем.
Так описан проект в конкурсной документации: «Колонны сделаны округлыми, чтобы добиться звучания фарфора; попутно гуманнее рассекаются потоки пассажиров. Нижние примыкания дутых колонн решены подсвеченным цоколем для удобства уборки платформы. Дутая колонна и свод потолка разделяются полочкой, за которой спрятаны освещающие станцию светильники. Свод над путями решён дополнительным декоративным необязательным светильником, спрятанным от глаз машиниста за чёрным гранитом отделки стены. Свод мягко закругляется четвертью сферы на торцах платформенных залов и повторяет формы лестниц в местах подъемов над лестницами. В торцевых тупиках переходов потолок ниспадает. Так привычному элементу придаётся новое звучание»
Но как это часто бывает с конкурсными проектами, уже после победы начались изменения: одно из самых неожиданных – сменилось название станции. На смену благородно звучавшей «Шереметьевской» пришла «Марьина роща», стершая ассоциации с усадьбой и фарфором.
Затем в 2020 «Метрогипротранс» предложил оптимизировать проект, повторив решение с необлицованными путевыми стенами как на Савеловской: вместо белоснежного сияющего пространства с характерными колоннами проект предложили сделать максимально простым без отделки и с незатейливым освещением.
Впрочем, изначальную идею удалось частично отстоять. Пузатые опоры остались, а вот стена со стороны путей осталась необлицованной, как еще на ряде станций БКЛ. Так появился новый образ: технологичный и романтичный одновременно, хотя заметно упрощенный по сравнению с первоначальным вариантом.
Меньше изменился, хоть и претерпел изменения, надземный павильон, опирающийся на характерные бусины и полупрозрачный на уровне человеческого роста. Конструктивная схема предполагала периметральные колонны с шагом 6 метров и большепролетные фермы, поскольку такой шаг колонн давал очень мощный отсыл к советской промышленной архитектуре, которого автором хотелось избежать, авторы предложили задекорировать колонны декорируются полусферами из агломерата — как со стороны фасада, так и в интерьере. Получались белоснежные шарики, почти бусины, на которых легко опиралась конструкция павильона.
В ходе строительства – бусины стали почти зеркальными, из полированной стали, образ изменился, впрочем, остался ярким и заметным. Место неудобного примыкания сферы к полу и потолку решено легкосъёмными сетками и решетками, таким образом это место легко почистить. Отделка стен, потолка и фасада выполнена из перфорированных металлических листов. Сами листы съемные, что делает станцию удобной в обслуживании.
Площадь перед выходом поднимается на отметку крыльца павильонов, что решило проблему пандусов и лестниц. На торцевых глухих стенах сделаны зеркала для создания неразрывного периметра остекления и удобства пассажиров.