Центр художественного производства «Своды» в ГЭС-2

Краснокирпичные своды, доставшиеся «Дому культуры ГЭС-2» в наследство от водочной империи Смирнова, сегодня вмещают одну из самых современно оборудованных арт-лабораторий не только в стране, но и в мире.

расположение:

Болотная набережная, вл. 15

фото: Глеб Леонов, Аня Тодич

текст: Марина Юшкевич

проектирование:

2016-2018

реализация: 2021

площадь:

2000м2

авторы проекта:

Renzo Piano Building Workshop

Рядом с белоснежным объемом Дома Культуры ГЭС-2, частично спрятавшись под Патриаршим мостом, частично выглядывая в Рощу, тянется необычное краснокирпичное сводчатое сооружение, получившее название «Своды».

У него неожиданная, немного забавная история: когда архитектор Ренцо Пьяно взялся за перестройку ГЭС-2 в центр современного искусства, одним из главных требований было расчистить здание от окружающей его разновременной разномастной застройки. Во время сноса одного из корпусов, загораживающих желанный вид на «базилику» ГЭС, в его нижних этажах нашли своего рода «клад» - два уровня исторических сводов, один из которых подземный. Это оказались возведенные в 1868 году и изрядно перестроенные в советское время склады винно-водочной компании Ивана Смирнова, про которые все благополучно забыли.

Сносить такую красоту было нельзя, поэтому было решено их восстановить (в ходе перестройки верхний уровень особенно пострадал) и сделать частью проекта. Впрочем, частью самостоятельной, как внешне, так и функционально. Здесь сделали продолжение Дома Культуры - центр художественного производства, своего рода пространство для экспериментов: мастерские, где художники могут найти необходимое оборудование для самовыражения в самых разных областях от керамики до столярной мастерской, от шелкографии до звукозаписи.

Разрабатывая проект реставрации и восстановления здания, архитекторы RPBW сохранили краснокирпичный облик, как часть истории сооружения, но заменили фасад окнами, что позволило добиться эффекта сквозного света: во-первых, здание просматривается насквозь и все желающие могут понаблюдать за жизнью мастерских, а во-вторых, само пространство изнутри залито светом и из него видны ГЭС-2 и окружающая его роща.

Сводчатая конструкция сооружения определила не только название отдельно стоящего корпуса, но и логику его планировки и наполнения. На каждом из двух этажей – наземном и подземном – находятся два ряда из семи сводов, причем тип сводов на разных этажах разный. Такое естественное членение здания подсказало деление его на мастерские. Наверху расположились те, где нужен естественный свет, (столярная мастерская, текстиль, керамика, 3d)  в подвальном этаже - те, где он не обязателен, а может даже мешать - (фотолаборатория, мастерская шелкографии, студия звукозаписи).

Роборука KUKA.
Роборука KUKA.
Керамическая мастерская
Керамическая мастерская
Мастерская по работе с деревом и металлом.
Мастерская по работе с деревом и металлом.
Текстильная мастерская.
Текстильная мастерская.

Акцент в «Сводах» сделан на уникальном оборудовании для традиционных техник и цифрового производства. Консультировались по его подбору в Массачусетском технологическом университете, в результате чего здесь появились станки, которых нет в доступе большие нигде  в Москве, да и в России.

Например, в столярно-слесарной мастерской есть роборука KUKA, с помощью которой можно делать фрезеровку и 3D-печать масштабных объектов размером до двух метров. Впрочем, если у художника есть свое виденье как использовать оборудование, возможны эксперименты: KUKA уже успела поработать оператором, держа камеру для концептуальных съемок.

В фотолаборатории сделан акцент на аналоговой ручной печати. В двух комнатах лаборатории - светлой и темной расположены увеличители и уникальный прибор Colenta, единственный не только в России, но и Европе, позволяющий печатать крупноформатные фотографий до двух метров.

Студия шелкографии.
Студия шелкографии.
Фотолаборатория.
Фотолаборатория.
Пространство подземного этажа
Пространство подземного этажа

Мастерская RPBW занималась только реконструкцией здания, но и полностью его наполнением: вся мебель, системы хранения, логика расположения продуманы архитекторами студии. По словам куратора проект Людмилы Фрост, Ренцо Пьяно со своейственным ему перфекционизмом внимательно следил даже за расположением узора древесины, из которой сделаны рабочие столы.  

Самым сложным с точки зрения инженерии и самым наполненным технологически - стало звукозаписывающее пространство. Расположенное в конце коридора нижнего цокольного этажа оно имеет собственный фундамент, не связанный с остальными «Сводами», что снижает влияние вибрации здания на записываемый звук. 

Расположенные на стенах многочисленные акустические щиты позволяют менять звучание помещения. Обилие динамиков и микрофонов дает возможность экспериментировать со звуком, акустикой. Говорят, что даже в знаменитые синие трубы ГЭС-2 можно «запустить» звук, чтобы записать его измененным. 

Из аудио и видеостудии можно проводить прямые эфиры и трансляции, а также управлять съемкой в самом здании «ГЭС-2», не находясь в нем. Кроме того, в звуковой студии есть рояль, который, правда, забирают иногда на концерты.

Студия звукозаписи.
Студия звукозаписи.

Воспользоваться ресурсами мастерских и стать их резидентом можно с помощью двух основных программ — ColLab, которая устраивает open call каждые пол года, и Клуб друзей. «Своды» открыты для дизайнеров, художников, архитекторов, музыкантов, кинематографистов и других представителей креативных индустрий.

читать на тему: