ТПУ «Солнечная» в Москве

Проектирование этого транспортно-пересадочного узла началось в 2014 году, когда аналогов ему в России не было, хотя уже три года к тому времени бюро АБТБ разрабатывало решения для станций МЦК. ТПУ «Солнечная» стал пилотным проектом, пробным шаром, благодаря которому станции впоследствии были во многом переосмыслены.

расположение:

Москва, Боровское шоссе 

проектирование:

2014 

реализация:
2018

общая площадь участка ТПУ:

1,22 га

общая площадь сооружения:
1498 м2

общая длина здания конкорса:
81,6 м

длина пешеходного моста:

70 м 

высота терминала:
8 м

высота объема входной группы:
14,8 м 

авторы проекта:
АБТБ

Тимур Башкаев

LOGIC

Андрей Яньшин

Информация от архитекторов:

Транспортно-пересадочный узел «Солнечная» расположен в Солнцевском районе на Боровском шоссе Москвы. ТПУ создавался в рамках обновления объектов пассажирской инфраструктуры Киевского направления Московской железной дороги ввиду прогнозируемого многократного увеличения пассажиропотока согласно программе развития РЖД до 2025 года (до 5,5 млн человек в год). Здесь, например, реализована идея размещения кассовых терминалов над путями — решение, изначально предполагавшееся для всех станций МЦК, но от которого впоследствии отказались.

ТПУ «Солнечная», вид с платформы. Визуализация
ТПУ «Солнечная», вид с платформы. Визуализация
ТПУ «Солнечная», вид с улицы. Визуализация
ТПУ «Солнечная», вид с улицы. Визуализация
ТПУ «Солнечная», вид с высоты птичьего полета. Визуализация
ТПУ «Солнечная», вид с высоты птичьего полета. Визуализация

Основная идея — трансформировать станцию «Солнцево» в современный транспортно-пересадочный узел, обеспечивающий связь с несколькими видами транспорта: электричками, автобусами солнцевского и сколковского направлений и личным автотранспортом за счет перехватывающих парковок.

Проект предполагал возведение здания конкорсного типа для осуществления сразу нескольких функций. На месте старого открытого пешеходного моста, построенного в 1960-х, было необходимо создать новый вид коммуникаций, расположить в открытом объеме технологичную систему контроля доступа пассажиров к платформе, организовать удобную зону ожидания, комфортный доступ на платформы и с платформ, в том числе для маломобильных групп населения, и удовлетворить современные потребности в качественной транспортной инфраструктуре.

Объект состоит из двух объемов — пешеходного моста над путями и здания станции конкорсного типа. Остекленный пешеходный переход длиною около 80 м, по которому осуществляется проход над путями, вмещает в себя зону ожидания, систему контроля доступа пассажиров на платформы и павильоны сопутствующей торговли, точки быстрого питания. Доступ пассажиров на платформы осуществляется, помимо лестниц, посредством четырех лифтов, благодаря которым они сразу попадают в зону основного транзитного коридора.

Одним из вызовов с точки зрения архитектуры был поиск ненадуманных средств архитектурной выразительности при создании инженерного объекта с очень четкой функциональной направленностью. Объект утилитарного назначения связан с железной дорогой, с движением, отсюда появилась идея вертикальных часто повторяющихся членений, которые создают ассоциацию с тем, что наблюдает пассажир, едущий в поезде: мелькающие вертикальные опоры, столбы, деревья. При движении человека смена частых вертикальных ритмических композиций создает ощущение динамики.

К визуальным достоинствам проекта можно отнести металлические конструкции, которые проявлены в вертикальном членении и по фасаду здания — эта идея проявленной конструкции в архитектурном образе здания создает ощущение надежности, подчеркивает стабильность сооружения.

Весь объект проектировался светопроницаемым, что объясняется названием станции — «Солнечная», — и даже в пасмурный день у пассажира, находящегося внутри конкорса, должно создаваться ощущение легкости. Свет проникает через верхние горизонтальные ленточные окна, расположенные между кровлей и функциональным объемом здания/павильона, таким образом, крыша визуально парит над основным объемом. Это добавляет ощущения воздушности зданию.

Тем не менее, впоследствии, при проектировании павильонов МЦК, которым также занималась команда АБТБ, было решено делать их дизайн более дружественным: ввести металлические элементы в поверхности фасадов, сделать более плавные закругления объемов и т.д. 

Еще одна сложность реализации проекта заключалась в пошаговом возведении и замещении узлов и элементов моста параллельно с возведением здания ТПУ.

В целом воплощение проекта максимально близко к задуманному, небольшие отличия есть лишь в элементах остекления, которые были заменены с импостных на спайдерные, но это глобально не изменило образ и в целом пошло на пользу.

Перед главным фасадом здания находится общественная площадь, ее поддерживает активный главный остекленный лестничный сход, который отражается в объеме самого здания. В нем расположена вторая крытая теплая лестница и лифты, а также блок инженерных коммуникаций, что создает визуальную игру с пассажиром/зрителем на площади. Это делает здание более проницаемым и не таким тяжеловесным. Одной из идей игры были бинарные часы на глухой стене здания, к сожалению, ее воплотить не удалось.

«Когда мы проектировали транспортно-пересадочный узел „Солнечная“, мы не хотели делать коробку, которая неоднозначно расположена в городе и выполняет просто функцию подъема пассажира на уровень пешеходного моста. Мы поддержали ее дополнительно очень активным остекленным сходом и при этом сформировали остекленный угол площади, который поддерживает и формирует ее. При этом в силу своей конструкции и использованного материала он достаточно легкий, чтобы, ограждая, не вытеснять. Объем кровли или верхнего навеса создает ощущение легкости. Все это подиктовано идей удобства навигации: человек должен понимать, куда он идет и что он может там ожидать. Человеку должно быть комфортно ориентироваться в новом пространстве, когда он в нем оказывается», — говорят авторы проекта.

читать на тему: