Третий этап благоустройства набережной в районе Павшинской Поймы

Павшинская пойма — густонаселенный район Красногорска, который нуждался в рекреационных территориях для нормальной жизни, прогулок с детьми и спокойного отдыха. Вот уже несколько лет, этап за этапом, здесь растет новое удобное для всех общественное пространство.

расположение:

г. Красногорск, район «Павшинская пойма», набережная 

фото: Дмитрий Чебаненко © BASIS

реализация:

2021

авторы проекта:
BASIS

Руководитель бюро: Иван Охапкин 
Ведущий архитектор: Татьяна Козлова 

Описание от архитекторов:

Набережная в Павшинской Пойме – это проект, над которым бюро Basis работает уже шестой год и продолжает работать. На начальном этапе проекта бюро проводило общественные слушания и активно работало с жителями района. Благодаря этому и качественной реализации проекта сейчас в соцсети Basis приходят положительные отзывы от пользователей общественного пространства. Архитекторам удалось нивелировать назревавший конфликт жителей и застройщиков жилой недвижимости и направить ситуацию в позитивное русло. 

Дизайн и функции набережной в Павшинской Пойме продиктованы контекстом – она является «буферной зоной» между двумя крупными «кластерами»: примыкающей к ней плотной жилой застройкой без дворов и гигантским торгово-выставочным комплексом, расположенным на противоположной стороне реки. Таким образом, эта территория используется жителями района как придомовая, а жителями Красногорска как городская – эти потоки людей с разными интересами нужно было развести, при этом создав универсальные элементы, которыми все группы могли бы, при желании, воспользоваться. 

Например, амфитеатр спроектирован таким образом, что благодаря эргономичным спинкам с разным уклоном на нем удобно расположиться и сидя, и полулежа, как на шезлонге. Жители ближайшего дома могут спуститься поработать с ноутбуком, позагорать, позаниматься йогой, а приехавшие прогуляться – послушать вечерний концерт, встретиться с друзьями или просто отдохнуть у воды. 

Формообразование набережной построено на чередовании широких и узких зон. Более широкие зоны отведены под разнообразные функции – зеленое пространство с лавочками и старой ивой, шезлонги с новыми деревьями, места для пикника у воды, амфитеатр. Более узкие зоны – транзитные, здесь есть только беговая и пешеходная зона дорожки с освещением. 

Иван Охапкин, руководитель бюро Basis: «Был создан эффект попадания через коридор в новую комнату. Помимо визуального разнообразия такие транзитные барьеры дают возможность избежать гипер-насыщения пространства и сделать эпицентры притяжения не очень многолюдными. Без чередования зон набережная между двумя урбанизированными «кластерами» могла стать перенасыщенной людьми и функциями, и здесь было бы некомфортно находиться. Мы развели пешеходные потоки, сделав верхнюю и нижнюю набережные, на которые легко попасть при помощи разветвленной системы дорожек».  

В пространстве подчеркнута его природная составляющая: сохранены здоровые деревья, высажены новые влаголюбивые клены и ивы, которые скоро дадут тень, а сейчас создают живую атмосферу. Открыт доступ к воде, где можно устроить пикник у реки или просто посидеть в тени деревьев.

Рисунок мощения вдохновлен природным градиентом реки, плавно переходящим от более темных тонов у воды, к более светлым – у берега. Точечная рябь в рисунке покрытия повторяет рябь на воде. На сохраненных подпорных стенках использован арх-бетон с геометрическим рисунком, подчеркивающий игру света и тени. 

Благодаря появлению новой нижней набережной, из дворов многоэтажек («тихая зона») теперь легко попасть в любую точку общественного пространства. Тихая зона была спроектирована самой первой, эта территория представляет собой сильно продуваемый колодец между домами. Отвечая на вызов, в бюро разработали перголы в форме пчелиных сот с качелями, основная функция которых разбивать ветра, защищать от солнца и осадков. Для такой территории было важно правильно подобрать озеленение – по периметру двора высажено большое количество пирамидальных тополей, защищающих двор от ветра и шума. Специально для пространства в бюро были разработаны сложные параметрические лавочки, невысокие сценические площадки и соответствующее дизайну мощение.  

читать на тему: