В гостях у сказки: детское пространство в «ГЭС-2»

Дом культуры «ГЭС-2», самое громкое открытие прошлого года, продолжает развиваться и обрастать новыми творческими пространствами. Недавно здесь завершилось создание «Леса», детской игровой комнаты и одновременно выразительного арт-объекта от художницы Светы Шуваевой, архитектора Ольги Рокаль (бюро UTRO) и куратора Екатерины Порутчик.

расположение:

Москва, Болотная набережная, 15 

фото: Анастасия Соболева

проектирование:

2020-2021

реализация: 2021-2022

авторы проекта:

Светлана Шуваева (художник), Ольга Рокаль (архитектор), Екатерина Порутчик (куратор)

«Лес» выглядит загадочно – поваленные деревья, пещеры, полные сюрпризов тайные лазы, зеркальный водопад, ряска и мхи, – все рассказано условным и геометричным, но при этом замечательно образным языком. При этом что это настоящий арт-объект, в котором нет ни одной случайной, не наполненной смыслами и настроениями детали, это и полноценное игровое пространство, продуманное и выстроенное в соответствии с принципами Реджио-педагогики, которая опирается на полную свободу фантазии и важность получения богатого сенсорного опыта. 

Все началось с проекта «Ателье». «ГЭС-2» – пространство искусства, культуры и творчества, поэтому в нем созданы все условия для самовыражения. Для художников здесь работают «Своды», отдельно стоящий комплекс высокотехнологичных мастерских, резиденты которого могут реализовывать самые смелые творческие проекты. Подобные мастерские, но для детей, впрочем не только для детей, а просто для всех желающих, есть и в самом пространстве ГЭС-2. Здесь можно работать с глиной, бумагой, деревом, тканью – участвуя в мастер-классах или творя самостоятельно. 

Помимо того, что здесь можно творить, одна из самых важных функций «Ателье» - межпоколенческое общение. «По моему опыту, мало что так объединяет родителей и детей, как совместное творчество», – говорит куратор пространства Екатерина Порутчик, которая уже много работала с детскими программами, в частности курировала «Детское Архстояние». 

Творческая лаборатория ателье выглядит как аккуратный незагроможденный класс, где у каждой детали есть свое место, а каждый предмет обстановки спроектирован максимально эргономично и функционально и сделан специально для этого пространства. За творческую атмосферу здесь отвечает не столько обстановка, сколько самое наполнение. Дизайнером стала архитектор Ольга Рокаль (бюро «UTRO»), много работающая с игровыми пространствами.

Вторая половина «Ателье» выглядит настоящей сказкой, в которую можно нырнуть целиком, аккуратно сняв сперва уличную обувь. Техническое задание на создание этого пространства со стороны ГЭС-2 звучало как «Создание тотальной художественной инсталляции с функциями детской площадки».  За образ и идеи отвечала художница Света Шуваева, проект которой выбрали в результате конкурса, за функциональное наполнение Екатерина Порутчик, за воплощение, эргономику и технические решения – Ольга Рокаль. Впрочем, все три автора утверждают, что это было полностью совместное творчество, где каждый помогал другому не увлечься самовыражением, а создать арт-объект, в который можно играть. И играть в свои, не навязанные взрослым виденьем игры. 

«Я шла от образа того, что я люблю больше всего: леса. Я считаю лес универсальным пространством и одновременно архетипичным образом, полным смыслов», -  говорит художница Света Шуваева.  

Основной объект выглядит как поваленное дерево, внутри которого можно лазить, выглядывая в дупла. Степень реалистичности его изображения ровно такая, чтобы дерево узнавалось-угадывалось, но при необходимости могло трансформироваться в детской фантазии в ракету, заточенный карандаш или «бочку Гвидона» (так определил объект один из посетителей «ГЭС-2»). Из дерева вырастают какие-то мхи и грибы – загадочные геометрические детали¬ – которые можно доставать, играть с ними и в произвольном порядке вставлять обратно. Чтобы лазить сбоку и сверху было безопасно его окружает подиум с мягкими пружинящими «сугробами».  Еще два дерева стоят. Мы видим только их части – мощные стволы, потому что кроны «теряются где-то в вышине». В одном из стволов расположена небольшая пещера, а лишайники на стволе позволяют карабкаться по нему вверх, как по мини-скалодрому.

В другом стволе расположена тайная зеркальная пещера, попасть в которую можно по невероятному туннелю, полному сияющих огоньков и встроенных прямо в стены «секретиков» - маленьких сокровищ за стеклом. Настоящая сказка.  Лес в этом объекте странный и словно «мерцающий» - в нем нет конкретных сезонов: в нем и мхи и сугробы, в стволах водопады, деревья уходят ввысь, цвет пола специально выбрать сине-зеленого оттенка, чтобы и не трава, и не лед. И вообще скорее всего это затопленный лес, оказавшийся под водой, потому что наверху под потолком мерцают разноцветные чешуйки - это арт-объект «Ряска». Он добавляет сложности и цвета пространству, но в него тоже можно играть, управляя им, для этого на стене у «пещеры» есть рули.

«Нам важно было сделать все это более менее абстрактным, чтобы своим взрослым избыточным нарративом не навязывать детям никаких конкретных сценариев игры», - говорит Ольга Рокаль. Здесь нет качелей и каруселей, которые задают однообразные траектории, нет явных образов, зато в пространстве можно играть тысячей разных способов, приобщаясь одновременно к тому, что искусство вокруг нас и оно никогда не бывает лишним.

читать на тему: