Вилла «Писатель» в Московской области

Вилла в лесном поселке предназначена для пары, чьи взрослые дети периодически приезжают в гости. Хозяева виллы – творческие люди, но ее название отсылает в большей степени к истории места, чем к роду их деятельности.

расположение:

Московская область

фото:
Сергей Волокитин

проектирование:

2020-2021

реализация:
2021-2024

площадь участка:

40 соток

площадь дома:
672 м2

площадь застройки:
780 м2

авторы проекта:
АМ Алексея Розенберга

Алексей Розенберг

текст: Татьяна Шовская

Вилла состоит из нескольких объемов, и для каждого из них использованы разные материалы и конструктивные решения. Общий характер архитектуры дома, набранного из разнообразных фрагментов и деталей, в чем-то рефлексирует промышленную архитектуру, причем не столько современную, сколько эпохи парового двигателя. Впрочем, эти аллюзии весьма ненавязчивы и едва уловимы.

Основной объем — кирпичный; он наиболее значительный по площади и по высоте, это парадная часть дома, и здесь расположены гостиная, столовая и кухня; кроме того, в полуподвальном этаже находится кабинет-мастерская хозяина дома, а также гараж и служебные помещения.

Небольшая квартирка, предназначенная для приезжающих в гости детей, приставлена к каменному объему в виде деревянного куба на высоких ногах.

Деревянный куб одновременно становится навесом для пандуса, ведущего в гараж, а поскольку пандус разрезает пространство перед домом, то для удобства перемещения над ним подвешена металлическая лестница. Эта деталь, как и металлические ограждения главного входа с квадратами разноцветных стекол, отвечает мозаичности художественного решения виллы и снова отсылает к эстетике стим-панка.

Внутри кирпичный объем представляет собой единое вытянутое высокое пространство, развивающееся на перепадах высотных отметок пола, иногда довольно значительных.

Потолок специально подобранного оттенка, придуманного Алексеем Розенбергом, перекликается с внешней обшивкой стен каменной части дома. Специалисты Norvex помогли с методикой нанесения покрытия, которое придает доске старинный и артистичный вид.

На галерее вдоль панорамного окна расположено пространство для завтраков, ниже — кухня; именно под этими двумя приподнятыми зонами в цокольном этаже находится кабинет-мастерская.

Для кухни архитектор спроектировал длинную стойку-буфет и такой же прозрачный подвесной шкаф. На основном уровне расположена просторная столовая, ее украшает большой камин. Он поставлен прямо на каменный пол, без возвышения места для огня, как это делали в средневековых замках; рельеф для чугунной плиты камина нарисовал хозяин дома, поскольку дизайн мебели и элементов интерьера — его любимое хобби. 

Диванная зона снова приподнята на несколько ступенек, а за ней, вдоль дальней стены тянутся узкие мостки, с которых можно попасть на спрятанную за стеной лестницу. Эта лестница ведет на подвешенный в высоком пространстве гостиной мост, он представляет собой укромную территорию, пригодную и для ночлега, и для дневного отдыха. Стена, скрывающая за собой лестницу и дымоход камина, позволяет возникнуть нескольким разновысоким светлым нишам, делающим пространство гостиной более сложным и неоднозначным.

По обе стороны каменного объема находятся террасы, одна из них полностью открытая, другая, предназначенная для трапез на свежем воздухе, снабжена навесом. Эта терраса, как и гостиная, разобрана на уровни, она выходит во внутренний двор, образованный двумя корпусами и соединяющей их галереей. Галерея имеет каркасную конструкцию, и ее металлическая основа считывается как на фасаде, так и в интерьере. Здесь находятся два основных входа в дом — со стороны улицы и со двора.

В деревянном объеме из панелей СLT и клееной конструкционной балки расположены спальни. Этот корпус поставлен на фундамент существовавшего здесь раньше небольшого коттеджа, однако площади предшественника не хватило для развитых пространств спален и сопутствующих им помещений, поэтому их части консольно нависают над основанием. Деревянный каркас объема выявлен на фасаде и в интерьере ритмом стоек и балок.

Формально набранная из разнообразных объемов и деталей, архитектура виллы строится на единых принципах, и обладает внутренней собранностью. Во всех частях дома работает принцип, согласно которому на фасаде и в интерьере применяется одинаковая отделка. Сочетание деревянной и металлической зашивки по каркасу характерно для фасадов и интерьеров деревянного объема и галереи. Кирпичный объем решен в два цвета — снаружи более темный и фактурно более «жесткий» кирпич оборачивается в интерьере как бы своим нутром — красным и глянцевым.

Одной из определяющих черт архитектуры каждого из объемов становится система оконных проемов. На фасадах кирпичного объема она решается как супрематическая композиция и превращает их — как снаружи, так и внутри — в своеобразную картину, переходящую, причем, в трехмерное пространство благодаря окнам, прорезающим крышу и стену одновременно.

Естественное освещение дома разрабатывалось с учетом ориентации по сторонам света, и продуманные световые эффекты повсеместно обогащают интерьер. Так, витражные оконные системы в профиле STOLLER Fasad достигают размера 2,4–4,5 м. А в гостиной верхний свет «стекает» по дальней стене за диванной зоной, создавая противовес ее «зажатости» между мостом и подиумом.

Галерея построена на контрасте почти глухой сены, обращенной в сторону улицы, и ритма проемов, смотрящих во двор. В деревянном объеме присутствуют как композиции из окон разного размера, так и целые стеклянные стены, а кроме того, верхние фонари. Последние создают «столпы» света, и архитектор расположил их в ключевых точках, например, перед нишей с кроватью, чтобы, просыпаясь, хозяева могли видеть небо в его утреннем свечении. Два верхних фонаря освещают санузел, в частности, естественный верхний свет есть в душе.

При переезде — в соответствии с принципами устойчивости — хозяева постарались захватить из старого дома все, что может пригодиться в новом; из мебели это были, главным образом, стулья и кресла. И, конечно, в новом доме разместилась их коллекция антикварных сундуков и кофров.

читать на тему: