Воронежский камерный театр

расположение:

Воронеж, ул. Карла Маркса, 55а

фото:
Никита Евдаков

текст:
Ася Белоусова

реализация:

2013-2014

общая площадь здания:
4 156 м2

заказчик:

Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской обл.

заказчик-застройщик:
Единая дирекция капитального строительства и газификации

генподрядчик:
Altius Engineering and Construction

авторы проекта:

Сергей Куцевалов

дизайн интерьеров:
С. Куцевалов, М. Степучев

ГИП:
Р. Ещенко

генеральный проектировщик:
ЗАО ПИ Гипрокоммундортранс

Театральный режиссер Михаил Бычков окончил ГИТИС в 1980 году, много работал в разных городах России, пока в конце 1980-х не остался в Воронеже: сначала служил главным режиссером Воронежского ТЮЗа, а в 1993 году с группой единомышленников создал Воронежский камерный театр и год спустя поставил первый спектакль. Въехать в собственное здание труппа смогла в сентябре 2014 года, аккурат к 20-летнему юбилею — до этого момента она арендовала крошечное помещение в местном Дворце культуры железнодорожников. Удалось это и благодаря волевому характеру Бычкова, и не без покровительства губернатора Воронежской области Алексея Гордеева, большого поклонника его творчества.

Эскиз Сергея Куцевалова, созданный в начале проектных работ в 2012 году
Эскиз Сергея Куцевалова, созданный в начале проектных работ в 2012 году
Дождаться первого звонка и открытия зрительного зала гости могут, устроившись на диванах, предусмотрительно расставленных у каждого входа в зал
Дождаться первого звонка и открытия зрительного зала гости могут, устроившись на диванах, предусмотрительно расставленных у каждого входа в зал
Буфет
Буфет

Бычков доверил задачу создать дом для театра архитектору Сергею Куцевалову, который в Москве проектировал здания для Студии театрального искусства под руководством С. Женовача, театра-студии под руководством О. Табакова, «Современника» и Театра наций. По совпадению, Куцевалов сам родом из Воронежа, и, по его словам, «давно хотел оставить свой след в городе».

Строгий интерьер гардероба оживляют большое зеркало, светильники и мебель ярких цветов. Бесщелевой кирпич, использованный на фасадах здания, применяется и в отделке гардеробной стойки
Строгий интерьер гардероба оживляют большое зеркало, светильники и мебель ярких цветов. Бесщелевой кирпич, использованный на фасадах здания, применяется и в отделке гардеробной стойки
Фойе в подвальном уровне театра
Фойе в подвальном уровне театра
Театральный буфет. Кирпичная кладка выступает связующим элементом оформления различных пространств театра
Театральный буфет. Кирпичная кладка выступает связующим элементом оформления различных пространств театра

Участок под застройку камерному театру достался под стать —  меленький. С одной стороны к нему примыкает двухэтажный памятник архитектуры XIX века, с другой —  высится современный жилой дом. В связи с этим архитектор предложил сложный объем с переменной этажностью, повышающейся от двух до четырех этажей. Фасады облицованы бесщелевым кирпичом, который также используется в дизайне интерьеров —  в гардеробе и баре им отделаны стойки. Стены главного помещения театра —  большого зала также облицованы кирпичом, только не рыжим, а темно-серым, что придает этому пространству брутальный вид.

Большой зрительный зал
Большой зрительный зал
Фойе на первом этаже, примыкающее к летней террасе
Фойе на первом этаже, примыкающее к летней террасе
Малый зал для экспериментальных постановок
Малый зал для экспериментальных постановок

Помимо большой сцены, в театре имеется малая сцена и зал-трансформер на 4-м этаже, из которого можно попасть на эксплуатируемую крышу. Воронежский камерный театр ежегодно организует Платоновский театральный фестиваль, и большое здание ему просто жизненно необходимо.

Это пространство на 4-м этаже, благодаря полностью раскрывающимся окнам, используется как дополнительный зал-трансформер с выходом на эксплуатируемую кровлю
Это пространство на 4-м этаже, благодаря полностью раскрывающимся окнам, используется как дополнительный зал-трансформер с выходом на эксплуатируемую кровлю
Вид на эксплуатируемую кровлю. Многие театральные представления развиваются именно здесь, в то время как зрители наблюдают за происходящим из открытых окон стеклянной стены, расположенной справа
Вид на эксплуатируемую кровлю. Многие театральные представления развиваются именно здесь, в то время как зрители наблюдают за происходящим из открытых окон стеклянной стены, расположенной справа
читать на тему: