Выставка «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры» в ГИМ
Открывшаяся в сдержанных старомодных залах Музея войны 1812 года выставка стала одним из самых заметных и обсуждаемых примеров ярко выраженного экспозиционного дизайна.
Москва, Государственный исторический музей, Красная пл., 1
фото: Василий Буланов
2021
600 м2
Planet 9
Архитектура выставки: Агния Стерлигова, Елена Рассадина Художник по свету: Николай Воробьев Графический дизайн: ABC Design Кураторы: Наталья Углева, Андрей Близнюков
На выставку гравюр Дюрера из Пинакотеки Брешии привезли более 120 работ, в том числе почти все его крупные графические циклы. Их сюжеты, настроения и тайны и стали отправной точкой для визуального воплощения кураторской концепции: каждый из залов украшен инсталляцией, вдохновленной темой и контекстом выставленных в нем работ.
Традиционная техника производства резцовой гравюры на медной шлифованной доске, в которой часто работал мастер, закрепила металлы золотистых оттенков в статусе основной фактуры экспозиции. Вход на выставку проходит через мерцающий коридор-матрицу, который затем становится навигационной артерией проекта.
В первом зале выставки представлены три мастерские гравюры Дюрера и предметы из коллекции ГИМ, относящиеся к периоду немецкого Возрождения, которые словно вводят в эту эпоху. Комета с гравюры «Меланхолия I», являвшаяся во времена художника неким тревожным знамением, навела авторов экспозиции на мысли о космогонических мифах и лунном затмении. Размещенное под потолком небесное тело может напоминать образ Луны или планеты Меланхолии из одноименного фильма Ларса фон Триера.
Во втором зале работы, объединенные в серии «Труды и дни», размещены на теплом оливковом фоне, а образ хвороста — неизменного атрибута крестьянского быта — позволил визуально уменьшить высоту потолка и сделать пространство более камерным.
В следующем зале представлена серия «Жизнь Марии» в копиях Маркантонио Раймонди. Образ синего покрова Богородицы с картин мастеров Возрождения воплощен в пластике стены и насыщенном цвете стен зала.
Характерные нимбы святых в зале «Размышляя о священном» нашли отражение в перекрестных сияющих лучах, складывающихся в центре пространства в циклопическую небесную арфу.
Плотность и жесткость штриха в серии «Гравированные страсти» созвучна спутанным нитям в подпотолочном пространстве. А их тени напоминают о терновом венце Христа. Багряный цвет дополнительно накаляет атмосферу зала.
В зале с циклом «Малые страсти» обыгрывается тема судьбы, фатума, блуждания человеческой души в мирской суете, которая тоже была по-своему интерпретирована авторами.
Зависшие в невесомости камни в последнем зале со знаменитой серией «Апокалипсис» олицетворяют останки, сохранившиеся после взрыва небесного светила. Инсталляция словно фиксирует момент полного распада материи и уходящей из-под ног земли.