Выставка Бориса Kустодиева «Венец земного цвета» в «Новом Иерусалиме»
Выставка «Венец земного цвета», приуроченная к 140-й годовщине со дня рождения Бориса Кустодиева и собравшая 65 его работ из 13 российских музеев, была построена вокруг главных тем творчества художника и под стать ему получилась яркой и полной задора. Название, заимствованное из строк А. Блока («Народ — венец земного цвета, краса и радость всем цветам…»), перекликалось, с одной стороны, с интересом Кустодиева к народным праздникам и гуляньям, а с другой — с особой колористикой его работ. Оно же навеяло и основные мотивы экспозиционного дизайна.
Московская область, г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, 1
фото:
Илья Иванов
опубликовано в:
ПР97
1000 м2
2018
Nowadays office
Наталья Масталерж, Стэфания Стамболиева, Ната Татунашвили
графический дизайн:
DD:A|D
кураторы:
Ольга Глебова, Элеонора Захаржевская
Экспозиция была поделена на несколько «глав», каждой из которых был назначен свой цветовой код, символически отражающий ее основной сюжет. «Кустодиев — это не только деревенские нимфы на печке и купчихи с самоваром, но также ностальгия, дворянские гнезда, трогательная любовь к жене, русские праздники, ночное, синее, зеленое и красное», — говорят архитекторы выставки.
Все сюжеты последовательно разворачивались перед зрителем за счет изменения выставочного пространства при помощи вставок и перегородок: они образовывали новые проходы и отдельные комнаты, в том числе шестигранную и овальную.
Чтобы ненавязчиво увеличить физическую дистанцию между полотном и осматривающим его посетителем, а заодно и при необходимости разместить дополнительный текст, основа под картину сгибалась в своей нижней части, образуя наклонную поверхность.
В процессе подготовки этой выставки случилось маленькое чудо: на ней показали сразу две работы Кустодиева, которые широкая публика не видела более 100 лет. «Портрет Марии Ивановны Ершовой, в замужестве Тарлецкой» (на фото), на котором изображена знакомая художника, дочь оперного певца Ивана Васильевича Ершова, долгие годы вообще считался утерянным. Обнаруженный при подготовке к выставке в 2018 году в одной из частных коллекций, он является признанным образцом портретного графического искусства. Другая работа — «Ярмарка в Кинешме (Карусель в Кинешме)» — демонстрировалась первый и фактически последний раз в 1917 году, а затем тоже оказалась в частном собрании и только однажды экспонировалась на закрытом показе в 2011-м.
Портрет же любимой жены Кустодиева, «дорогого Юлика», — наоборот, на выставку не попал, хотя под него было отведено центральное место в одном из залов. «Тогда мы придумали натянуть штору и на нее спроецировать эту картину — как легкое муаровое воспоминание, воссоздающее само ощущение присутствия этой женщины в комнате», — рассказывают архитекторы.