Выставка «До Востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев. 1900–1930» в Баку

На выставке в созданном Захой Хадид футуристичном пространстве Центра Гейдара Алиева собрали 60 произведений русского авангарда, разбросанных по всей России: от знаковых до совсем неизвестных работ.

расположение:

Азербайджан, Баку, пр-т Гейдара Алиева, 1, Центр Гейдара Алиева

фото: Ольга Алексеенко 

проектирование и реализация:

2019

общая площадь:

520 м2

авторы проекта:
FORM

Архитектура выставки: Ольга Трейвас, Вера Одынь, Елена Корнилова  

Кураторы: Андрей Сарабьянов, Мария Насимова 

Подобно русским авангардистам, архитекторы выставки решили отказаться от классических канонов и традиций, единственным референсом выбрав «Космическую Одиссею» Стенли Кубрика. Так появился образ космического корабля, который взял на борт главные сокровища русского авангарда. 

Экспозиция Zamaninda («До Востребования» по-азербайджански) разместилась в Центре Гейдара Алиева.
Экспозиция Zamaninda («До Востребования» по-азербайджански) разместилась в Центре Гейдара Алиева.

Зал крестообразной формы с музейными климатическими условиями был выстроен для экспозиций подобного масштаба и качества задолго до выставки, но был по-новому обыгран архитекторами. Так в нем появилось два новых центральных объема: терракотовая акцентный стенд и черный треугольный элемент, который стал финальной преградой между зрителем и панорамой выставочного зала, а также защищал работы от яркого дневного света.

 Подобно русским авангардистам, архитекторы FORM поставили в основу работы над сценографией выставки принцип отказа от классических канонов и традиций: отмели чужеродную теме и зданию «архитектурно-сентиментальную» декорацию.
Подобно русским авангардистам, архитекторы FORM поставили в основу работы над сценографией выставки принцип отказа от классических канонов и традиций: отмели чужеродную теме и зданию «архитектурно-сентиментальную» декорацию.
Черный треугольный элемент стал финальной преградой между зрителем и панорамой выставочного зала, а также защищал работы от яркого дневного света.
Черный треугольный элемент стал финальной преградой между зрителем и панорамой выставочного зала, а также защищал работы от яркого дневного света.

Основой сценографии стал свет. В пространстве существовал черный тканый потолок с системой спотов, в дополнение к нему архитекторы предложили общее освещение, по перевернули этот прием с ног на голову: свет идет не сверху, а снизу из зоны ограждения, мягко заливая стенды с картинами. Сияющая полоса холодного белого света, очерчивающая цоколь ограждения, подчеркивает футуристичное настроение выставки и здания в целом, создавая впечатление парения в невесомости.

Свет идет не сверху, а снизу из зоны ограждения, мягко заливая стенды с картинами.
Свет идет не сверху, а снизу из зоны ограждения, мягко заливая стенды с картинами.
читать на тему: