Выставка «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» в музее «Garage»
Выставочный проект, объединивший произведения более 50 авторов из России и со всего мира, был посвящен грядущему будущему, которое сейчас находится в процессе становления и в котором экологическая повестка станет одним из ключевых политических вопросов.
Москва, Музей современного искусства GARAGE, ул. Крымский Вал, 9, стр. 32
фото: Алексей Народицкий
2350 м2
2019
MEL | Architecture and Design
Архитектура выставки: Федор Дубинников, Анастасия Климова, Ольга Фомина
Кураторы: Снежана Кръстева, Екатерина Лазарева
Экспозиция масштабного проекта строилась вокруг двух тем: охраны окружающей среды и расширенного понимания экологии. Предваряла выставку инсталляция «Американская кухня и китайские тараканы. 1959–2019», сделанная художником Хуан Юн Пином специально для «Гаража»: макет кухни в натуральную величину, визуальная метафора некомфортного современного мира, висел прямо в атриуме музея.
Тема экологии была показана максимально перформативно — как непрерывное взаимодействие человека, неживой природы, как «экология в действии». Расположенная на первом этаже инсталляция Дага Эйткена «Сад» выглядела как идеальное лобби для отдыха, но на самом деле это была художественная «комната ярости»: любой зритель, облачившись в защитный костюми вооружившись бейсбольной битой, мог разнести в щепы всю обстановку. Это был своего рода образ отношения человека к природе и ресурсам и высказывание о том, что надо принимать правильные решения.
Реализацией инсталляции занималась компания-застройщик МКС, возведя в сжатые сроки сад, окруженный стеклом. При этом монтаж тоже был сродни искусству: каждое из стекол весило 700 кг и их установку пришлось осуществлять гидравлическим манипулятором в условиях тесного пространства. Система автоматического полива «райских кущ» была интегрирована в световой подвес.
Проект «Гаража» не только демонстрировал последствия разрушения окружающей природы, но и отчасти показывал способы замедлить этот процесс, переосмысляя в экологическом ключе саму выставочную практику. Так, архитектура выставки была построена на принципе переработки конструкций от предыдущих экспозиций. Например, в последней, самой футуристичной части «Грядущего мира» работы были представлены в залах, стилизованных под капсулы космического корабля. Эти же капсулы — правда, строго белоснежные, — мы уже видели на выставке работ Павла Пепперштейна.
Выставка заняла все площадки музея благодаря размаху некоторых инсталляций, например «Циркуляции» Ханса Хааке, которая представляла собой насосы, беспрерывно нагнетавшие воду в систему из прозрачных шлангов, расползающихся гибкими змеями по полу.
В контексте работы со старыми конструкциями основными инструментами архитекторов MEL стали освещение и цвет, задействованные по полной: яркие капсулы и загадочный или пугающий полумрак, акцентный свет, тревожные цветовые акценты — благодаря всему этому удалось выстроить необычную и яркую сценографию и при этом объединить разные пространства и инсталляции в цельное и связное повествование.