Выставка к 100-летию Гражданской авиации в России в аэропорту Пулково

Здание бывшего терминала «Прибытие» Пулково-2 впервые с 2014 года открыло свои двери для широкой аудитории, чтобы с помощью масштабной экспозиции от Комбината музейно-выставочного искусства рассказать об истории отечественной авиации и продемонстрировать новейшие достижения в этой области.

расположение:

Санкт-Петербург, ул. Стартовая, д. 17, стр. 1, бывший терминал Прилёт "Пулково-2"

фото: © КМВИ

реализация:

2022-2023

общая площадь:

3900м2

экспозиционная площадь:
2050м2

Описание от авторов проекта:

Современный зритель приходит в музей не столько для того, чтобы увидеть экспонаты, сколько для получения нового эмоционального впечатления и личного переживания темы. Поэтому архитекторы выставочных пространств создают своего рода мифологию экспозиционного образа, в котором все средства — драматургия, архитектура, графика, свет, мультимедиа — согласованы и вписаны в единый идейный контекст.

В работе над концепцией авторы преследовали несколько задач: создать запоминающийся архитектурный и графический облик, представить современные и исторические экспонаты, а также подчеркнуть характер специализированного интерьера бывшего терминала аэропорта. Современный лаконичный дизайн технических помещений здания обусловил строгий и ясный характер архитектуры выставки, которая при этом четко обозначает границу между существующим интерьером и привнесенным.

Четыре тематических блока — исторический, технический, идеологический и биографический — делят пространство терминала на зоны, каждая из которых формирует свою осмысленную образную систему. Такая компоновка внесла динамику в восприятие выставки и позволила избежать монотонности в повествовании: чередование светлых и темных пространств, игра объемов и направлений движения.

Исторический блок, отсылающий к образу лабиринта, сформирован полигональными архитектурными конструкциями, которые определяют постоянно меняющееся направление движения посетителя в процессе осмотра. Деление лабиринта на участки соответствует хронологическим периодам развития гражданской авиации на протяжении столетия. Ясным формам и четким углам стен, витрин и подиумов соответствуют чистое, звучное цветовое решение и лаконичная структура графики. Каждый из периодов имеет свой основной цвет, выбор которого также неслучаен, — например, белый цвет зарождения отечественной авиации или черно-синий колорит военного времени. 

Исторический блок
Исторический блок
Исторический блок: первые хронологические периоды
Исторический блок: первые хронологические периоды

Все исторические периоды маркируются кинохроникой, которая служит документальной основой экспозиции. Проекционными экранами для показа видеодокументов служат сами стены, иногда сразу две плоскости, сходящиеся под разными углами, — конфигурация каждого экрана индивидуальна и задана архитектурой. Видеопроекции оказывают неожиданный эффект — они размывают четкие линии и формы, создавая иллюзию альтернативного пространства.

Продуманная структура исторического блока позволяет воспринимать экспонаты в витринах и на подиумах не как случайный набор предметов, а как отдельных свидетелей того процесса, о котором крупными штрихами рассказывают все экспозиционные средства. Особенным объектом первого раздела, специально изготовленным для выставки, стал макет-реконструкция одного из первых отечественных самолетов — «Гаккель-3». Самолет словно завис в воздухе в момент посадки, создавая эффект присутствия на аэродроме начала XX века.

Макет самолёта «Гаккель-3»
Макет самолёта «Гаккель-3»

Совершенно другой характер имеет следующий блок — технический, переход к которому воспринимается архитектурно как образ перемещения в иное измерение. Открывающееся пространство разговаривает на языке светящихся поверхностей и отражений, перекликающихся цилиндрических и прямоугольных форм, где основной черно-белый колорит дополняется красным, желтым и синим цветами графики и света. Движение задает подиум с холодной белой подсветкой, при этом тематические зоны разграничивают желто-красные указатели, прототипами которых послужили реальные элементы навигации рулежных дорожек. Здесь создано пространство точных, выверенных знаний, слаженно работающих систем.

Первые экспонаты технического блока — макеты самолета МС-21-310 и вертолета Ми-8. Расположенные друг напротив друга, разделенные «взлетной полосой» подиума, макеты разбиты на фрагменты и сопровождаются объемной системой «ссылок» — изогнутых лент из прозрачного пластика, на горизонтальных излетах которых содержатся описания к частям инсталляций. Вся эта парящая над полом композиция, подсвеченная спотами с чередующимися желтыми и фиолетовыми фильтрами, дополненная звучными красными пятнами графики, производит завораживающее впечатление.

Технический блок: экспонаты на подиумах, система навигации.
Технический блок: экспонаты на подиумах, система навигации.
Технический блок: макеты-схемы самолета и вертолета
Технический блок: макеты-схемы самолета и вертолета

Далее по линии маршрута выставки предлагается последовательно познакомиться с темой аэродинамики; со структурой и организацией работы аэропорта внутри трех подвешенных в воздухе цилиндрических циклорам; рассмотреть вблизи на подиумах под огромными куполами светильников технические арт-объекты — двигатели самолетов и вертолетов.

Технический блок: циклорамы
Технический блок: циклорамы

Зона аэродинамики — особое помещение, в полумраке которого яркий свет обрамления, светящиеся буквы и изображения акцентируют внимание на графических постулатах — основных законах аэродинамики, стоящих вдоль стен подобно стелам. В дальней части в стилизованный макет аэродинамической трубы встроен экран, демонстрирующий полет самолета. Линии на полу, соединяющие между собой постулаты, сходятся у макета. Насыщенность и контрастность отсека выставки подчеркивает значимость темы аэродинамики — основы основ воздухоплавания.

Отдел аэродинамики
Отдел аэродинамики

Еще два тематических блока выставки — идеологический и биографический — завершают рассказ. В идеологическом блоке, схожем по стилистике дизайна с техническим, в цилиндре архитектурной композиции выделена зона, посвященная концепции Национального музея гражданской авиации, также разработанной специалистами компании «КМВИ». В темном по колориту пространстве воздушный полупрозрачный макет будущего музея, разнесенный поэтажно на уровни и подсвеченный в оттенках карминного и розового, воспринимается как композиционный и смысловой центр выставки.

Пространство биографического блока — галерея масштабных архитектурных стел, заливающих своим свечением темный зал, с портретами выдающихся отечественных авиаторов, конструкторов, ученых и текстовыми изображениями основных вех их биографий.

Фиолетовые световые полосы, идущие по нижнему краю стел, создают иллюзию парения в воздухе. Завершает биографический блок выставки сенсорный экран во всю торцевую стену зала, система которого позволяет оперативно пополнять мультимедийную картотеку новыми именами выдающихся деятелей и специалистов гражданской авиации: пилотов, руководителей производств, ученых, инженеров-конструкторов и т. д. Таким образом в последнем разделе подчеркивается неразрывная связь между прошлым и настоящим отрасли.

Выставка открыта до января 2024 года.

читать на тему: