Выставка «Линия Рафаэля. 1520–2020» в Эрмитаже
Проект, приуроченный к 500-летию со дня смерти Рафаэля, рассказывает о вдохновении, которое он передал последующим поколениям. Поэтому в основу экспозиции легли не произведения Рафаэля, а целый пласт работ, созданных под его влиянием с 1520 года и до наших дней. В какой-то мере эта выставка о том, что смерть — это только начало.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Дворцовая пл., 2
фото: Василий Буланов
2019–2020
Planet 9
Архитектура выставки: Агния Стерлигова, Виктория Косарева, Надежда Егерева
Кураторы: Зоя Купцова, Василий Успенский
Художник по свету: Николай Воробьев
Графический дизайн: Евгений Корнеев («Раздизайн»)
Центральной метафорой выставки стала линия — как символ связи эпох и диалога с Рафаэлем. «Мы хотели поддержать историю преемственности и перехода одного века в другой, поэтому объединили всю экспозицию линией, которая служит довольно практическим целям. Подиумы являются ограждениями между работами и посетителями, — говорят авторы экспозиции, — эти же линии формируют арки, через которые мы проходим в следующий век».
Расположенная в трех исторических залах, сама экспозиция состоит из пяти частей — по количеству веков, вдохновленных творчеством Рафаэля. Поэтому Николаевский зал выстроен как лоджия, разделенная системой арок: это изящная отсылка и к лоджиям Рафаэля в Ватикане, и к их знаменитой эрмитажной копии.
Выставка разместилась в Невской анфиладе, включающей Аванзал, Николаевский и Концертный залы. Каждый — с уникальным интерьером и атмосферой: Николаевский, самый большой, отличается белым цветом и коринфским ордером, в Концертном стоит гробница Александра Невского, а в Аванзале — малахитовая ротонда, с интенсивным цветом которой надо было обязательно взаимодействовать.
Чтобы взаимодействовать с историческим окружением, главным цветом экспозиционного дизайна был выбран небесно-голубой. Он оказался удачным фоном для большого количества работ и экспликаций, не заслоняя при этом интерьеры.
Дополнением стал благородный золотой — акцентный цвет той самой «линии», ведущей посетителя через арки по выставке, а также особое освещение, создающее атмосферу возвышенного таинства.