Выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» в Новой Третьяковке

Один из крупнейших в истории Третьяковской галереи международных выставочных проектов: первый опыт сопоставления на одной площадке шедевров эпохи романтизма из двух стран и полное философии исследование эпохи поиска свободы, когда заложилось современное представление о художнике как о творце и об индивидуальности в искусстве. Проект включает в себя две выставки, одна из которых представлена в Москве, а другая — с той же сценографией — будет показана в Дрездене

расположение:

Третьяковская галерея, Москва, Крымский Вал, 10

фото: Юлия Захарова

проектирование и реализация:

2020-2021

общая площадь экспозиции:

1980 м2

авторы проекта:

Архитектура выставки: Даниэль Либескинд, Стефан Блах, Давид Хитон (Studio Libeskind); Евгений Асс, Ольга Аистова («архитекторы асс») 

Кураторы: Людмила Маркина, Сергей Фофанов, Хольгер Биркхольц

производитель:
Little Greene

краски для экспозиции

Идея поиска духовной и творческой свободы романтиков получила свою визуальную форму благодаря архитектурному решению Даниэля Либескинда. «Я понял, что лучшим выражением их идей является центростремительное движение по спирали», — гласит манифест Либескинда, размещенный при входе на выставку. Так появился образ двух наложившихся друг на друга спиралей, каждая из которых имеет восемь граней, а их пересечения формируют лабиринт, в котором разворачивается вся драматургия экспозиции.

Образ лабиринта тоже не случаен: Либескинд вспоминает о первом романтике-архитекторе — Дедале, который построил лабиринт, а затем смастерил крылья, чтобы сбежать из него: «Романтизм погружает нас в то особое таинственное измерение, в котором, чтобы найти путь к истине, человеку необходимо сперва заблудиться».

Эскиз Даниэля Либескинда
Эскиз Даниэля Либескинда
Эскиз Даниэля Либескинда
Эскиз Даниэля Либескинда

Две наложившиеся спирали крест накрест пересекают два коридора, выделенные драматичными красными порталами, покрашенными цветом Cape Red от Little Greene, которые и затягивают, и сбивают с толку. В таком пространстве у зрителя появляется возможность выбора маршрута, повинуясь собственной интуиции и сталкиваясь «одновременно и с ясной логикой, и с полной непредсказуемостью, в чем воплощаются энергия и динамика романтизма».

Некоторые повороты лабиринта заводят в тупик с двумя красными линиями. Рядом с одним из таких висит картина Павла Федотова «Анкор, еще анкор!» — тоже своего рода символ тупика.

Образ лабиринта стал своего рода гипертекстом, переплетающим, разделяющим и объединяющим линии выставочного диалога. «Я провел на карте воображаемую линию между Дрезденом и Москвой и привязал к ней системы координат осей-коридоров, помогающих посетителю ориентироваться как между этими городами, так и между мировоззрениями немецких и русских романтиков», — говорит Либескинд. При этом каждый из образованных лабиринтом залов имеет свой посыл и свое название: «Невозможность свободы», «Внутренний мир», «Протагонисты» и т. д.

«Идея романтизма не перестает меня вдохновлять, — подчеркивает Либескинд, — ведь живопись романтиков демонстрирует, насколько радикальными могли быть художники той эпохи. Сегодня это становится еще очевиднее».

читать на тему: