Выставка «Михаил Врубель» в Новой Третьяковке

Чтобы раскрыть творческий метод прославленного мастера, показать особенности его мышления и координаты созданной им художественной системы, для дизайна экспозиции пригласили архитекторов Сергея Чобана и Александру Шейнер. Это крупнейший показ произведений русского живописца за последние 65 лет: на трех этажах Третьяковки на Крымском валу представлено более 300 произведений из собраний 14 российских и зарубежных музеев.

расположение:

Москва, ул. Крымский вал, 10

фото:
Василий Буланов

проектирование:

2021

период проведения:
03.11.2021 – 08.03.2022

кураторы:

Ирина Шуманова, Аркадий Ипполитов

помощник кураторов:
Дарья Манучарова

экспозиция:
Нина Дивова

авторы проекта:

Сергей Чобан, Александра Шейнер

графическое оформление:
Денис Дмитриенко

координация проекта:
Анна Чуркина, Елена Рыскунова

Несмотря на масштабы экспозиции, в ней нет привычного деления на хронологические периоды, виды искусства и техники. Основной принцип организации выставочного пространства — тематический, в рамках которого кураторы выделяют ключевые для творчества Врубеля сюжеты и объединяют произведения, наиболее ярко их раскрывающие. Это же решение легло в основу пространственной концепции: вместо замкнутых залов здесь создана анфилада пространств, которые визуально связаны друг с другом не только через геометрически сложные порталы, но и с помощью дополнительных видовых проемов.

Формула созданного пространства словно подсказана самим Врубелем: очертания архитектурных модулей экспозиции, ритмы их чередований вторят мозаичной кладке его полотен, восходят к кристаллической структуре его живописи. «Мы стремились реализовать пространство не просто создающее условия для знакомства с творчеством художника, но буквально погружающее зрителей в живопись Врубеля, позволяющее на интуитивном уровне ощутить новаторский характер его художественных приемов», — поясняют авторы дизайна экспозиции.

В самом масштабном верхнем зале собраны живописные полотна Врубеля, монументальные панно, скульптурные работы и ранняя графика. Именно здесь создана система из 13 изломанных в плане залов, словно перетекающих друг в друга и получивших дополнительные визуальные связи в виде проемов. 

В графических залах проектом предусмотрен дополнительный потолок, придающий пространству необходимую для восприятия произведений камерность.

Два нижних уровня выставки, в свою очередь, посвящены исключительно поздней графике Михаила Врубеля.

Особое место в экспозиции занимает цикл графических листов «Раковина», что нашло отражение в специальном  павильоне, демонстрирующего двухсторонние листы художника.

читать на тему: