Выставка «Михаил Врубель» в Новой Третьяковке
Чтобы раскрыть творческий метод прославленного мастера, показать особенности его мышления и координаты созданной им художественной системы, для дизайна экспозиции пригласили архитекторов Сергея Чобана и Александру Шейнер. Это крупнейший показ произведений русского живописца за последние 65 лет: на трех этажах Третьяковки на Крымском валу представлено более 300 произведений из собраний 14 российских и зарубежных музеев.
Москва, ул. Крымский вал, 10
фото:
Василий Буланов
2021
период проведения:
03.11.2021 – 08.03.2022
Ирина Шуманова, Аркадий Ипполитов
помощник кураторов:
Дарья Манучарова
экспозиция:
Нина Дивова
Сергей Чобан, Александра Шейнер
графическое оформление:
Денис Дмитриенко
координация проекта:
Анна Чуркина, Елена Рыскунова
Несмотря на масштабы экспозиции, в ней нет привычного деления на хронологические периоды, виды искусства и техники. Основной принцип организации выставочного пространства — тематический, в рамках которого кураторы выделяют ключевые для творчества Врубеля сюжеты и объединяют произведения, наиболее ярко их раскрывающие. Это же решение легло в основу пространственной концепции: вместо замкнутых залов здесь создана анфилада пространств, которые визуально связаны друг с другом не только через геометрически сложные порталы, но и с помощью дополнительных видовых проемов.
Формула созданного пространства словно подсказана самим Врубелем: очертания архитектурных модулей экспозиции, ритмы их чередований вторят мозаичной кладке его полотен, восходят к кристаллической структуре его живописи. «Мы стремились реализовать пространство не просто создающее условия для знакомства с творчеством художника, но буквально погружающее зрителей в живопись Врубеля, позволяющее на интуитивном уровне ощутить новаторский характер его художественных приемов», — поясняют авторы дизайна экспозиции.
В самом масштабном верхнем зале собраны живописные полотна Врубеля, монументальные панно, скульптурные работы и ранняя графика. Именно здесь создана система из 13 изломанных в плане залов, словно перетекающих друг в друга и получивших дополнительные визуальные связи в виде проемов.
В графических залах проектом предусмотрен дополнительный потолок, придающий пространству необходимую для восприятия произведений камерность.
Два нижних уровня выставки, в свою очередь, посвящены исключительно поздней графике Михаила Врубеля.
Особое место в экспозиции занимает цикл графических листов «Раковина», что нашло отражение в специальном павильоне, демонстрирующего двухсторонние листы художника.