Выставка «„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» в музее «Garage»
Белый цвет и разреженность экспозиции, выбранные архитекторами Grace, оказались идеальным приемом для передачи тонких вибраций духа.
Москва, Музей современного искусства GARAGE, Крымский вал, 9, стр. 32
фото: Алексей Народицкий © GARAGE Museum of Contemporary Art
750 м2
2020
Grace
Архитектура выставки: Екатерина Головатюк, Джакомо Кантони, Ксения Бисти, Ивано Вичеконте
Кураторы: Екатерина Иноземцева, Андрей Мизиано
Команда исследований: Дарья Бобренко, Оксана Полякова, Анастасия Чеботарева
Консультанты: Алексей Улько, Борис Чухович, Олег Шишкин
Выставка о жизни, творчестве и часто личной трагедии отдельных художников-мыслителей Серебряного века, чьи авторские поиски были тесно связаны с мистическими практиками, «сверхчувственным» познанием мира, закрытыми сообществами и исходом на советский Восток в поисках истины и лучшей доли. Многие носители «тайного знания» столкнулись со сталинским террором: люди погибали, попадали в лагеря, отказывались от убеждений. Цитата в названии выставки — из стихотворения Андрея Белого.
Выразительная архитектура проекта перекликалась с экспозиционной практикой итальянского архитектора и дизайнера Карло Скарпы и представляла собой комбинацию из трех типов выставочных пространств — «храма», «архива» и «музея» — с разным наклоном развесочных поверхностей, обтянутых белой плиссированной тканью.
Эти три типа экспозиционных модулей в определенной степени суммировали опыт исследовательских усилий, отразив нека- нонический ход истории искусства, альтернативный основным магистралям модернизма и возрождающий интерес к эзотерическим практикам и формам жизни «тайного знания».
Белоснежная, чуть прозрачная ткань перекликалась с образом вуали, а едва заметные, движущиеся за ней тени посетителей добавляли дополнительного мистицизма в атмосферу выставки.