Выставка «Под маской Венеции» в Царицыно

Венецианскую выставку в Царицыно задумали уже давно, к 1600-летнему юбилею города на воде, который отмечается в этом году. Но сегодня она радует особо: несмотря на пандемию и закрытие границ, здесь можно на пару часов окунуться в полную авантюр и карнавалов жизнь XVIII века и погулять по Венеции во всем ее многообразии – богатой и образованной, простонародной и грубоватой, сумрачной и яркой, веселой и безудержной.

расположение:

Москва, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Хлебный дом, Дольская ул., 1с4

фото: PSCulture

реализация:

2021

площадь экспозиции:

 500 м2

авторы проекта:
PSCulture

Юлия Наполова, Екатерина Давыденков, Юлия Ожиганова, Елизавета Цаплина  

куратор: Дарья Колпашникова

производитель:
Little Greene

краски экспозиции

Выставка, разработанная под кураторством Дарьи Колпашниковой рассказывают о Венеции не совсем в привычном ключе, а по словам автора «больше напоминает квест». И действительно от квеста здесь есть возможность выбора маршрута: какую судьбу прожить в Венеции – изменчивую «фата моргана» – народные увеселения, казино и в итоге тюрьма. Или благополучную судьбу венецианской знати. Естественно, посетители выбирают обе сразу.

И хотя у экспозиции не слишком академический подход, экспонаты на выставке вполне серьезные. Несмотря на логистические сложности из-за закрытых границ в Царицыно из Италии привезли более сотни уникальных артефактов — экспонаты Фонда городских музеев Венеции: Дворца дожей, Музея Коррера и Ка’Реццонико (Музей Венеции XVIII века), Музея стекла на острове Мурано и палаццо Мочениго (Музей тканей и костюмов).

Выставка расположена в Хлебном доме Царицыно, чьи неоготические формы, достроенные в 2000х  и сложное круговое расположение достаточно узких залов вокруг внутреннего двора в итоге стали частью как образа выставки, так и логики движения по ней.  Яркую, погружающую в игру экспозицию, создала архитектурная студия PS Culture под руководством Юлии Наполовой. Вместе с куратором архитектор придумала для каждого из пространств будь то палаццо, тюрьма или будуар свою архитектуру, вдохновленную Венецией и Царицыно и подобрала к ней свою довольно яркую гамму. 

Во входном зале посетителя встречают две гондолы — как проводники по двум маршрутам выставки. В зависимости от выбранного направления, история венецианских улиц обретает для посетителей различный сюжет и, следовательно, финал.  

«Мы отказались от исторического воссоздания экстерьера и аналитического разбора в пользу чувственного восприятия духа города, – говорит Юлия Наполова. – Каждый зал представляет собой образ многоликой венецианской жизни: торжественность арок палаццо, соблазны игорного дома, роскошь будуара венецианок, закрученный лабиринт тюрьмы. Мы чествуем городские контрасты в материалах и архитектурных приемах — блок парадной Венеции представлен стрельчатыми арками палаццо, карнавальными атрибутами, бархатом и богатой палитрой пастельных оттенков. Скрытая Венеция — это город страстей: вспышки неона, неровный ритм архитектурных объемов и приглушенные оттенки. Единым лейтмотивом всей выставки выступает водная гладь, беспристрастный свидетель всех городских историй, выраженная в фактурных металлических панелях и зеркальных вставках». 

Особую роль в экспозиции играет цвет, который используется тут неожиданно активно. «Мы не могли обойтись без мягкого угольно-черного, как бархат треуголок трикорно и плащей табарро, красного - самого торжественного венецианского цвета, оттенка плащей советников дожа, золотисто-желтого, оттенка позолоты львов и декораций на гондолах, – рассказывает Дарья Колпашникова. – Нежность и чувственность будуара, без сомнений, это розовый и мятный; морозная заснеженная Россия - голубой».  

читать на тему: