Выставка «Пятое измерение» в Фонтанном доме

Нашумевшая выставка, соединившая под крышей Фонтанного дома два литературных имени — Анны Ахматовой и Михаила Булгакова.

расположение:

Санкт-Петербург, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Литейный пр-т, 53

Фото: АМ «Витрувий и сыновья», иллюстрации Сергей Падалко

проектирование и реализация:

2020

портреты на дверях:

Нестор Энгельке

авторы проекта:
Витрувий и сыновья

Художник экспозиции: Сергей Падалко  

идея: Леонид Копылов

разработка концепции: Нина Попова, Татьяна Позднякова, Анна Соколова, Ирина Иванова, Елена Арефьева, Елена Джумук, Галина Артеменко, Арсений Агеев, Виктория Зыбкина.

кураторы: Жанна Телевицкая, Светлана Александрова

графический дизайн: Ксения Букина

Параллель между Анной Ахматовой и Михаилом Булгаковым не случайна: для обоих «пятое измерение» становится выходом за рамки повседневности, способом преодоления времени и пространства. У Ахматовой в «Поэме без героя» расступаются стены, и к автору в канун 1940 года приходят тени из 1913‑го, а в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» читатель оказывается то на Патриарших прудах 1920-х годов, то в евангельских временах на балконе Понтия Пилата, то на грандиозном балу у Сатаны в границах неожиданно ставшей необъятных размеров обычной московской квартиры.

Эскиз Сергея Падалко
Эскиз Сергея Падалко
План выставки. Рисунок Сергея Падалко
План выставки. Рисунок Сергея Падалко
По обе стороны длинного коридора – двери и дверки. Открыв любую из них, можно войти или заглянуть в пространство жизни или творчества двух писателей.
По обе стороны длинного коридора – двери и дверки. Открыв любую из них, можно войти или заглянуть в пространство жизни или творчества двух писателей.

Так для художественного решения выставки был выбран образ коммунальной квартиры. «Нехорошей квартиры», как ее называет Булгаков: не по своей воле из нее бесследно исчезают люди. В Фонтанном доме это было реальностью: из квартиры № 44 под конвоем уводили Николая Пунина и Льва Гумилева.

По обе стороны длинного коридора — двери и дверки. Открыв любую из них, можно было войти или заглянуть в пространство жизни или творчества обоих писателей.

Каждая «комната» имела условное название. Например, в «Судилище» предлагалось взять в руки и прочитать стенограммы партийных заседаний, на которых Ахматову называли «невероятной блудней», а Булгакова — «литературным уборщиком».

Для комнаты «Пятое измерение» петербуржцы принесли фотографии из своих семейных архивов.
Для комнаты «Пятое измерение» петербуржцы принесли фотографии из своих семейных архивов.
 в «Судилище» можно взять в руки и прочитать стенограммы партийных заседаний, на которых Ахматову называли «невероятной блудней», а Булгакова «литературным уборщиком».
в «Судилище» можно взять в руки и прочитать стенограммы партийных заседаний, на которых Ахматову называли «невероятной блудней», а Булгакова «литературным уборщиком».

Для комнаты, одноименной с названием выставки, фотографии из своих семейных архивов принесли сами петербуржцы. На снимках — лица людей 1930–1960‑х годов, на столе — чернильница и рукописи Ахматовой и Булгакова.

«Подвал памяти» — возможность взглянуть на страницы «Поэмы без Героя» и романа «Мастер и Маргарита», которые можно увидеть только здесь: это рабочие варианты разных лет, не вошедшие в окончательную редакцию. К выставке Антон Тендитный нарисовал от руки подробный путеводитель.

Специально для выставки петербургский художник Нестор Энгельке вырубил на дверных филенках портреты Ахматовой и Булгакова.
Специально для выставки петербургский художник Нестор Энгельке вырубил на дверных филенках портреты Ахматовой и Булгакова.

Значимую роль в экспозиции играли те самые двери: старые, настоящие, с выдранными замками, наслоениями краски и следами оклейки обоями. Но на этом история с дверями не заканчивалась: специально для выставки петербургский художник Нестор Энгельке в изобретенном им жанре «топоропись» сделал на двух деревянных полотнах портреты главных героев проекта — Анны Ахматовой и Михаила Булгакова, — вырубив изображения топором.

читать на тему: