Выставка «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917-1937»
Выставка-рассуждение в конструктивном пространстве «Зотов» продолжает масштабный цикл площадки, посвящённый изучению искусства авангарда. Кураторы экспозиции рассказывают о том, как выстраивался быт внутри «машин для жилья» — экспериментальных домов той эпохи, и как идеи авангарда влияли на общественную и частную жизнь человека.
Конструктивное пространство Зотов
Москва,
Ходынская улица, 2
фото:
Александр Гронский, Варвара Топленникова
2024
площадь:
1236 м2
Полина Стрельцова, Ирина Финская
графический дизайн:
Faro Design Studio
бюро Treivas /
Ольга Трейвас
Елена Корнилова
Арина Червякова
Маргарита Плотникова
В 9 разделах выставки показываются архитектурные проекты, созданные для четырех крупнейших городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска, а также живопись, графика, скульптура, фотографии и кинохроника — настоящая антология жизни 1920–1930-х годов.
Информация от авторов проекта:
Центр «Зотов» сам по себе — экспонат этой выставки, бывший хлебозавод и памятник конструктивизма. Работая с этим пространством, архитекторам было важно показать свое видение эпохи и поэкспериментировать с нестереотипными кодами авангарда.
Стенды расположены в круглых залах свободно и формируют орнаментальную композицию — прием, который часто встречается в архитектуре жилых массивов 1920-х — 1930-х годов. Конструкции выставки стилизованы под коробки с вылетами для сборки: на выбор такого решения повлияли главные свойства проектов авангарда — функциональность и мобильность. Вспомним киоски-трансформеры, встроенную мебель, портативные кухни — они предлагали полную перестройку быта.
А вот от узнаваемого цветового кода культуры авангарда — красный, черный, белый — авторы отошли: на самом деле, далеко не все проекты того времени были выполнены в подобной гамме. Вместо этого они вспомнили об оригинальных интерьерах дома Константина Мельникова и цветных потолках в доме Наркомфина. Так у выставки появилась своя палитра — с нежными и неочевидными оттенками.
Есть у архитектуры конструктивизма собственные запахи, представленные на выставке, — но это уже тот случай, когда лучше один раз прийти.
Мы также хотели отразить архивность проектов центра «Зотов» — искусство авангарда сегодня подвергается пересборке со стороны исследователей и кураторов. Конструкции-футляры напоминают о временном характере экспозиции, экспонаты которой постоянно кочуют по выставкам, а «вылеты для склейки» этих футляров отмечают границы стендов и подиумов, задают направление движения для зрителя.