Выставка «Россия. Дорогами цивилизаций» в Государственном историческом музее

Амбициозная по своему замыслу, неожиданная по выбору предметов и очень архитектурная по экспозиционному решению выставка.

расположение:

площадь Революции д. 2/3 Государственный исторический музей

фото: (с) пресс-служба Государственного исторического музея

текст: Марина Юшкевич

проектирование:

2021

реализация: 2022

площадь экспозиции:

800 м2

авторы проекта:

бюро IQ/Эрик Валеев

Выставка, ставшая частью мероприятий в честь 150-летия главного исторического музея страны, и получившая громкое, обязывающее к масштабу и пафосу название, представляет собой довольно необычный и неожиданный набор артефактов, которые должны, с одной стороны, рассказать о месте России в мире, с другой, – продемонстрировать богатство фондов Исторического музея. С последним пунктом выставка справилась идеально: экспонаты собраны уникальные.

Экспозиция, созданная бюро IQ под руководством Эрика Валеева, вышла очень архитектурной по своему характеру: немногословной, геометричной, неяркой, с четко продуманной траекторией, в которой тоже заложены свои смыслы. Нашлось место и некоторой иммерсивности, но тоже деликатной –  выставка не стала слишком очевидным нарративом или игрой, как это часто теперь бывает. Видео-проекции, которые сейчас так часто интегрируют в рассказы, здесь скорее задают темп: это плавно движущаяся в первом тень мамонта, не слишком детализированная, словно размытая, и мчащийся, символизирующий стремительное наступление нового времени, поезд, расположившийся ближе к концу повествования. 

«Мы работали с музеями, но не работали с экспозициями. Для нас это первый опыт и хотелось уйти от привычных решений, стандартных взаимодействий между зрителем и объектом, - рассказывает архитектор Эрик Валеев, – Создавая архитектурную концепцию выставки, мы стремились найти геометрическое выражение темы дороги цивилизаций. Нам было важно создать пространства вне времени, достаточно яркие, но не перетягивающие на себя фокус внимания с самих предметов и артефактов. Поэтому мы придумали единый дизайн-код для всех площадок и остановились на темном монохромном цветовом решении».

Сразу за дверью на выставку встречает сумрачный коридор с россыпью ламп-труб: они смотрятся как звезды на небе, но есть в них и смысл, которые считается только на обратном пути с выставки.

Единый дизайн-код экспозиции складывается из шести залов, каждый из них выражает эстетику исторических эпох через геометрию и формы, сама пластика которых полна символов и смыслов. 

Первый зал «Точка отсчета» решен в форме круга или колеса древнего времени: собственно отсчет начинается от самых истоков - ручного рубила из самых древних времен истории человечества. Здесь же черепа древних животных, двигающаяся тень мамонта, первобытные маски. Человечество зародилось.

Далее идет несколько залов, в которых через изгибы и плавные формы античности посетитель попадает в зал Византии, где устроено символичное купольное пространство: все мягко перетекает одно в другое, являясь естественным продолжением друг друга. 

Благодаря греческому, а затем и римскому освоению Средиземноморского региона и расширению торговых связей появились языки международного общения, были изобретены первые монеты из металла. В зале размещена символичная модель трюма корабля с глиняными амфорами, монеты, которые были в обращении в IV веке до нашей эры.

В зале Византии расположены старинные церковные манускрипты, в том числе знаменитая Хлудовская псальтырь, иконы. Крещение способствовало не только укреплению авторитета Древней Руси на международной арене, но и сыграло важную роль в развитии древнерусской культуры и искусства. Зал оформлен графичным куполом из неонового света и аркадой - красивое немногословное высказывание о зарождении образов православного зодчества. 

Ломаные агрессивные формы зала войны, подсвеченного алыми всполохами, заводят в тупик, этот зал единственный никуда не выходит. Здесь довольно драматично выставлены памятники бесконечной военной истории человечества. Среди них – стол с Тегеранской конференции, который призван напомнить о том, что только переговоры могут помочь преодолеть глубинные разногласия. На столе разыгрывается реальная шахматная партия. Над головой тяжело и пугающе нависает композиция из двутавровых балок, напоминающих противотанковые ежи. 

В конце зритель попадает в прямое вытянутое пространство с ярко выраженной перспективой, символизирующее путь в будущее. Здесь на нас довольно убедительно мчится паровоз Транссибирской магистрали.

Эта часть выставки связана со сложением централизованных государств. Неотъемлемой частью этого процесса является законодательная деятельность, которая направлена на поддержание порядка внутри страны и дальнейшего развития общества. По центру расположена витрина с удивительным и диковинным набором экспонатов: здесь все от посмертной маски Петра I до рукописи Вольтера Скотта и дипломатических подарков. Такой подход к выбору и раскладке обезоруживает и увлекает – рассмотреть хочется все, как и понять логику расположения всех артефактов.

Завершается путешествие ортогональным прямоугольным залом, посвященным покорению космоса. Здесь выставлены земной и небесный глобусы, мягкий скафандр, расположенный как бы в невесомости в витрине, похожей на иллюминатор корабля, и экспонат - который мы видим первым, когда входим на выставку, но он еще далеко-далеко от нас, а теперь прямо перед глазами. Это стартовый ключ от ракеты. «Поехали!».

На обратном пути россыпь ламп-трубок неожиданно превращается в римские цифры: I, II, III, IV... Время движется. И куда «дороги цивизизаций» заведут Россию мы еще увидим. 

Выставка идет в ГИМ до 15 августа.

читать на тему: