Выставка «Щукин. Биография коллекции» в ГМИИ

Выставка-блокбастер, впервые за последние 90 лет собравшая в Москве коллекцию Сергея Щукина отдельно и во всей полноте — вместе с собраниями его братьев.

расположение:

Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12

фото: Юрий Пальмин

реализация:

2019

авторы проекта:

Архитектура выставки: MentalPress/ Кирилл Асс и Надя Корбут
Кураторы: Марина Лошак, Наталья Александрова, Александра Данилова, Светлана Загорская, Виталий Мишин, Алексей Петухов, Анна Познанская, Вадим Садков, Наталья Семенова
Графика: Наташа Торопицына

Эта экспозиция показывала лучшие картины и предметы из коллекции Щукиных из фондов ГМИИ, Эрмитажа и других музеев через призму биографий четырех братьев-коллекционеров. Ключевое место на выставке было отведено Сергею — формированию его коллекции импрессионистов и постимпрессионистов и эволюции художественных вкусов и предпочтений.

Еще одним важным персонажем стал текстиль — источник богатства семьи Щукиных, благодаря которому и удавалось заниматься собирательством: на многочисленных фабриках производился дешевый ситец. В ведомственном музее архитекторы нашли образцы ткани мануфактуры Цинделя того времени, когда ей владел Сергей Щукин, отсканировали два десятка паттернов, увеличили и напечатали на больших полотнах. Эти своеобразные занавесы украсили фасад здания музея и оформили залы. В том числе Белый зал, отведенный под ключевую картину собрания — «Танец» Матисса, которая и в доме самого Сергея экспонировалась отдельно, на самом видном месте.

Сергей Щукин пришел к коллекционированию позже всех, уже после сорока, и тому немало способствовали увлечения его братьев. Поэтому выставка начинается с залов, посвященных коллекциям Петра, Дмитрия и Ивана. Петр собирал декоративно-прикладное искусство, предметы быта, ювелирные изделия. Зал Петра — это зал с множеством шкафов и самыми сложными конструкциями среди слепков скульптур — тоже по-своему ювелирными.

Следующий за Петром — зал Дмитрия Щукина. Он любил старых мастеров, и его собрание стало основой пушкинских фондов немецкого и северного искусства, особенно малых голландцев. 

Самый трагичный зал посвящен Ивану Щукину, который увлекся искусством раньше всех, уехал в Париж и там занялся собирательством. Но из-за финансовых трудностей вынужден был распродать все накопленное и в итоге покончил с собой. Так что пространство погрузили в темноту, повесили две картины из так и не сложившегося собрания, а работы французских мастеров из постоянной экспозиции музея завесили черной тканью: она символизирует крах коллекции Ивана Щукина.

Оставшиеся залы занимает собственно коллекция Сергея Щукина: импрессионисты, Гоген, Сезанн, Матисс, Пикассо, Дерен. В особняке Сергея все собранные им работы располагались очень плотно — если бы в Пушкинском сделали так же, наверное, вся коллекция вполне бы уместилась в одном зале. Оригинальную развеску попытались воссоздать в зале Гогена: при Щукине эта стена получила название «гогеновский иконостас». Создавая эту многоплановую экспозицию, Кирил Асс и Надежда Корбут провели вызывающую искреннее восхищение ювелирную работу. В некотором смысле они выстроили музей внутри музея, дом внутри дома, со своей мебелью и даже каминами, максимально отстраняясь, отгораживаясь от стен клейновского здания и постоянной музейной экспозиции, «наслаиваясь» поверх нее, лавируя между барельефами и игриво пряча гипсовые копии скульптур Микеланджело в ниши с полупрозрачными перегородками.

Во многих залах есть небольшие витрины-шкафчики, которые сами архитекторы назвали «киотами». В них — оригинальные документы и открытки, которые Сергей Щукин посылал своей жене из путешествий. Рядом с очередным киотом хорошо виден этикетаж от графического дизайнера экспозиции — каллиграфа и иллюстратора Натальи Трапицыной. Она придумала для выставки специальный шрифт и вручную нанесла на этикетаж тексты и цифры.

читать на тему: