Выставка «Шухов. Формула архитектуры» в Музее архитектуры

Международный выставочный проект стал крупнейшим показом творчества Владимира Шухова за последние двадцать пять лет. На выставке были представлены чертежи, макеты, фотографии и уникальные рукописи Шухова с расчетами и поисками знаменитых конструкций.

расположение:

Москва, ГМА им. А.В Щусева, ул. Воздвиженка, 5/25

фото: © «архитекторы асс»

площадь экспозиции:

536 м2

проектирование и реализация:

2019

авторы проекта:
«архитекторы асс»

Архитектура выставки: Евгений Асс, Екатерина Тинякова Кураторы: Марк Акопян, Елена Власова

Выставка занимала все 7 залов анфилады, в центральном зале которой шуховские башни собирались в некий пантеон: посередине была расположена метафорическая модель шаболовской телебашни, а вокруг — фотографии аналогичных башен из разных регионов России. Для этого зала архитекторы сделали выставочные конструкции белыми, что и придает ему определенную торжественность.

Структура каждого зала представляла собой тот или иной архетип, а именно: пропилеи, алтарь, трехнефная базилика, башня, свод, колоннада. Все образы были найдены в работах В. Г. Шухова
Структура каждого зала представляла собой тот или иной архетип, а именно: пропилеи, алтарь, трехнефная базилика, башня, свод, колоннада. Все образы были найдены в работах В. Г. Шухова

Шухов создал прецедент синтеза архитектуры и инженерии: архитектура у него — это и есть сама конструкция, а конструкция — архитектура. Этой неразрывности была посвящена не только экспозиция, но и оформление выставки. Ее фундаментом являлись два новаторских изобретения Шухова: стальные сетчатые перекрытия и сооружения гиперболоидного типа. Они же, повторяясь в разных вариациях, стали основой стендов выставки.

Структура каждого зала представляла собой тот или иной архетип, а именно: пропилеи, алтарь, трехнефная базилика, башня, свод, колоннада. Все образы были найдены в работах В. Г. Шухова

Экспозиция была выстроена не как биография, но как рассказ о творческой мастерской архитектора. Достижению этого эффекта служила каждая деталь: бесконечные чертежи водонапорных башен, выставочных павильонов и нефтепроводов, развешанные вдоль стен; отрывки из идеально заполненных бисерным почерком записных книжек Шухова, увеличенных и напечатанных на полупрозрачной ткани, которая играла роль перегородок; наконец, геометризм и простота залов.

читать на тему: