Выставка «Вхутемас 100. Архитектурный факультет. Иллюминаторы завтрашних городов» в Музее архитектуры

Приуроченная к 100-летнему юбилею ВХУТЕМАСа выставка рассказывает о жизни архитектурного факультета и деятельности его знаменитых преподавателей.

расположение:

Москва, ул. ул. Воздвиженка, 5/25. Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева, флигель "Руина" 

проектирование и реализация:

2021

общая площадь:

325м2

авторы проекта:

Архитекторы: Замрий Анна, Алексейцева Елена  

Кураторы выставки: Стрельцова Полина, Чепкунова Ирина 

Графические дизайнеры: Силенина Мила, Эткина Яна, Кондратьева Юлия

Светодизайнеры: Горелова Валерия, Ирина Дмитриева, Леонид Ломакин 

производитель:
AGC

антибликовое стекло Clearsight

Описание от архитекторов:

Выставка в МУАРе представляет собой последовательное погружение в структуру факультета, рассказ о творческих методах преподавания архитекторов через их собственные проекты, созданные за период 10-летнего существования ВХУТЕМАСа (с 1927 года - ВХУТЕИНа).

На выставке представлено более 200 экспонатов, среди которых архитектурная графика и живопись, макеты, фотографии и другие подлинные материалы из фондов Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева, Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ, архива семьи А.В. Щусева, архива семьи Ф.О. Шехтеля, архива семьи С.Е. Чернышева, Канадского центра архитектуры (CAA). Многие экспонаты показаны широкой публике впервые.  

Пространство, где проходит выставка, располагается во флигеле “Руина” Музея архитектуры. Аутентичная архитектура конца 18 - начала 19 веков требовала особого подхода и разработки достаточно деликатных решений. Определенным вызовом стало и то, что подлинники из собрания музея архитектуры выставляются в этом пространстве впервые. При разработке проекта перед нами стояло сразу несколько комплексных задач: разместить в относительно небольшом пространстве много масштабных и разнохарактерных экспонатов, деликатно выстроить пространство, не вступив в противоречие с архитектурой здания, показать не только разнообразие мастерских, но и подвести итог существования архитектурного факультета ВХУТЕМАСа.

Организация пространства опирается на драматургию повествования выставки. Точкой отсчета для экспозиции становится стена-хронограф, погружающая в контекст, знакомящая с ключевыми преподавателями, событиями внутри факультета и обозначающая участие педагогов и учеников в событиях мирового масштаба. После знакомства с персоналиями и событиями посетитель попадает в мастерские архитекторов - обособленные пространства, сформированные белой перегородкой, опоясывающей зал и задающей направление движения. Повороты ленты с одной стороны увеличивают площадь развески, с другой - создают обособленные пространства для каждой мастерской. Таким образом удалось добиться сбалансированности восприятия экспонатов при довольно плотной развеске.

Ядром экспозиции становится центральный подиум, на который вынесены основные разработки, сделанные за 10 лет существования архитектурного факультета ВХУТЕМАСа - экстракт всей выставки. Подиум с экспозиционными элементами, напоминающими рампы на скейт-площадке, является своеобразной метафорой функционирования факультета - непрерывного поиска каждым архитектором своей траектории движения в архитектуре, площадкой для импровизации и апробации самых смелых идей. Но и сегодня находки, сделанные сто лет назад, остаются актуальными, и уже наши современники возвращаются на эту площадку в поисках своего вдохновения и пути. 

Помимо создания такой пространственной организации, которая позволила бы структурировать многообразие творческих подходов внутри факультета и добиться сбалансированности восприятия экспонатов, нам также было важно проработать оси и видовые акценты внутри выставочного пространства, тем самым выявив отношения между мастерскими, подчеркнуть порой ошеломляющую противоречивость и конфронтацию между различными подходами, или же наоборот - схожесть и преемственность взглядов. Так, например, выстраивается ось, на которой находятся мастерские реставрации и градостроительного отделения, ведь в одни годы, соседствуя друг с другом, одни архитекторы документировали и сохраняли наследие, которое другие сносили, чтобы построить новое. И в этом одновременно кроется парадоксальность и уникальность архитектурного факультета ВХУТЕМАСа, где традиции уживались с новациями и подпитывали друг друга. Другая ось, пронизывая весь зал, проходит от портрета К. Мельникова, через висту в центральной перегородке к подиуму с макетом павильона Парижской выставки и стенда “Новой академии” - к дальней стене с конкурсной работой памятника Колумбу. Подобные связи и видовые акценты, а также чередование насыщенных и разряженных экспозиционных плоскостей, формирует траектории зрительного восприятия, создает прецедент для диалога произведений друг с другом и открывает новые ракурсы перцепции. 

При проектировании мы придерживались сценографического подхода к созданию музейных экспозиций, который во многом родственен театральной сценографии, подразумевает выстраивание пространства в соответствии с драматургией повествования и большую роль отводит созданию атмосферы за счет средств архитектуры, свето- и графического дизайна. Такой подход позволяет быстрее активизировать чувства и рецепторы зрителя для наиболее яркого восприятия и максимального сокращения дистанции между экспонатом и реципиентом. Для достижения нужного результата мы отошли от от привычного визуального языка при экспонировании работ начала 20 века: сократили использование открытого красного цвета, необработанной древесины и характерных структурных конструкций (что было абсолютно уместно при создании атмосферы студенческих мастерских на выставке ВХУТЕМАС-100 в Музее Москвы, которую проектировала участница авторского коллектива и этой выставки, но не соответствовало концепции экспонирования работ педагогов). В пространстве выставки в МУАРе решили действовать тоньше - насытить экспозицию деталями, подчеркивающими эпоху, но не позволяющим довлеть над самими работами. Так появилась авангардная верстка на стенах и в этикетаже, характерная композиция на входной стене, рифмующаяся с акцентным цветным светом. Скругления периметральных белых перегородок подчеркивают текучесть идей внутри и между мастерскими и работают в одной логике с радиусными скруглениями элементов на центральном подиуме.  

читать на тему: