
Выставка «Жак Липшиц. Ретроспектива» в Москве
В 2018 году Московский музей современного искусства представил первую в России крупную персональную выставку одного из самых выдающихся скульпторов XX века, яркого представителя «парижской школы», близкого друга Амедео Модильяни, Хаима Сутина и Пабло Пикассо — Жака Липшица.
Москва, ММСИ, Петровка, 25
фото:
Полина Полудкина
2018
700 м2
«Мастерская Б»
куратор:
Косме де Бараньяно
Выставка в ММОМА не только познакомила публику с одним из важнейших скульпторов ХХ века, но и по праву стала историческим событием для мирового арт-сообщества: художник еврейского происхождения, творчество которого развивалось во Франции и США, родился в Российской Империи, и впервые его работы в таком масштабном формате выставили на исторической родине.
Проект «Жак Липшиц (1891-1973). Ретроспектива» представляет собой последовательное погружение в мир художника, творчество которого глубоко связано с важнейшими событиями ХХ века, перевернувшими ход истории. Его некрупные работы расставлены по залам в хронологическом порядке на минималистичных подиумах и отражаются в подвесных зеркалах, что дополняет объема выставочному пространству и возможностей рассматривания зрителю.
Стиль художника трансформировался от натуралистических традиций к кубизму, после — к более свободному стилю городских скульптур, в основе которых заложено тесное переплетение мифологических и религиозных мотивов. Традиции кубизма последовательно воспроизводятся в работах Липшица: еще в начале творчества он сформулировал базовый язык направления в скульптуре, а позднее на этой основе создал собственный, свою музыку пространства.
Более 100 работ, представленных в ММОМА, среди которых скульптуры, рисунки тушью, цветными мелками и карандашом, — это своеобразное размышление о сущностном воплощении скульптуры XX века, ее месте в современной культуре и о среде, в которой складывалось творчество художника. Геометрические этюды и эскизы, работы, выполненные на заказ, и кубистические скульптуры сочетаются с образцами графики и самостоятельными по замыслу рисунками.
Ритмичность и динамику выставки создают не только работы автора, но и его дневниковые записи, фотографии, объекты.