Выставочные залы, библиотека, лекторий и коворкинг в Еврейском музее и центре толерантности
Композиция из функциональных объемов, спроектированная бюро NOWADAYS office для Еврейского музея и центра толерантности, вырастает из материального и символического контекста авангардной архитектуры Бахметьевского гаража Константина Мельникова и Владимира Шухова.
Москва, Образцова, 11, с. 1а
фото: Юрий Пальмин, Илья Иванов
2022
3312,2 м2
Nowadays office
Ната Татунашвили, Наталья Масталерж, Олена Гранкина, Дарья Кармазина, Кристина Егорушкина, Софья Азаренкова
cветодизайн: студия YARKO YARKO/ Ксения Ланикина, Оксана Дагдаверян
Новые конструкции отступают от внутреннего фасада по всему периметру, конденсируясь в самостоятельную композицию из трех частей. Взаимодействуя с пространством гаража, они образуют внутренние улицы и площади, создают разнообразные маршруты и способы использования. Их сложная геометрия отсылает к графическим экспериментам Лисицкого и Малевича: параллельные и перпендикулярные плоскости, наслаивающиеся и заступающие друг за друга, словно прячут заключенные в них функциональные пространства.
Самый большой из новых объемов — двухэтажный «дом». Он вместил в себя выставочный зал, детский центр, офисы, библиотеки и коворкинг. Выставочный зал располагается на первом уровне, причем единое вместительное пространство последнего (площадь 650 м2, высота потолков 4,3 м) может быть разбито на части для создания отдельных экспозиций. Для этого здесь приспособлен не только специальный климат, но и освещение: оборудование работает в разных режимах и позволяет показывать как современное искусство, требующее холодного линейного света, так и «классическое» музейное, предпочитающее теплый рассеянный свет.
С внешней стороны, ближайшей к кирпичной стене гаража, к «дому» примыкает прямоугольный одноэтажный объем детского центра. Лаконичная форма дополнена амфитеатром с широкими ступенями, рядом с ним — лестница на второй уровень. Подняться наверх приглашают и еще четыре лестницы, встроенные между плоскостями внешних стен и внутренним объемом. Здесь на трех разновысотных террасах расположились офисы сотрудников музея, библиотека Шнеерсона, где содержатся редкие и ценные издания, а также читальный зал-коворкинг и терраса / ивент-площадка, открытые навстречу кровельным конструкциям и крыше Бахметьевского гаража: раньше эти фермы находились вне поля зрения и доступа. А во время строительства новых объемов открыли не только их, но и оригинальные мельниковские фонари: так террасы заодно получили дополнительный источник естественного света.
Еще один новый прямоугольный объем вместил в себя кинозал-аудиторию и Центр толерантности. Его внутренний фасад параллелен фасаду «дома», а остекленный внешний, взаимодействуя с кирпичной стеной бахметьевского гаража, образует улицу. Снова диалог со зданием, снова коммуникация старого с новым. И здесь мы как раз наблюдаем ту самую неочевидную геометрическую композицию: плоскость стены кинозала, плавно изгибаясь, отслаивается от основного объема, мягким жестом приглашая посетите ей войти. И попасть опять-таки в пространство-трансформер: мобильные внутренние перегородки позволяют разбить его на несколько аудиторий для одновременного проведения разных мероприятий. И хотя вход в зал всегда остается открытым, звуконепроницаемые шторы обеспечивают полную шумоизоляцию.
Наконец, рядом со входом в здание со стороны улицы Образцова расположен треугольный сервисный блок с гардеробом, складскими помещениями и стойкой ресепшен, которая также может служить местом для отдыха посетителей.
Впрочем, ключевое достоинство заново освоенного музейного пространства не столько в функциональности, сколько в сильном архитектурном жесте, который складывается из каждой детали в запоминающийся паттерн — подобно тому, как собирается в узор мелкая цементная плитка, использованная на террасах. Из нее получается нечто вроде ковра, снова возвращающего к образу дома: индустриальная эстетика смягчается, «одомашнивается» рукотворными элементами. Белый, серый и красный цвета напрямую отсылают к чистой палитре авангарда. Огромные двери из нержавеющей стали и желтого стекла служат порталами в скульптурные объемы, составленные из плоскостей. И наконец, это напряженно увлекательное заигрывание давно существующего с привнесенным, постоянно провоцирующее на сближение одного с другим — но всегда обозначающее четкую границу.
Окончательно замысел авторов раскрывается при встрече с красной винтовой лестницей: эта заметная деталь мельниковского здания скопирована и встроена в объем «дома» в качестве инсталляции. Ровно такого же ощущения они добиваются в отношении всего остального: не новые объемы интегрированы в старые, а старые инсталлированы в новые. То есть все как будто бы по законам современного музейного жанра: новое «музеефицирует» старое, раскрывая и повышая его ценность. Вот только существенное отличие от традиционного подхода в том, что ценность нового при этом тоже возрастает. Существуя в параллельных системах — совсем как стены — их ценность несравнима. И именно потому равна.