Здание фонда современного искусства
Здание фона современного искусства по проекту MEL отличает сдержанный и минимализм и качество деталей
Московская область
2014
реализация:
2015
2450 м2
MEL | Architecture and Design
Федор Дубинников, Павел Чаунин, Александра Сорокина, Станислав Титот, Светлана Титова
Информация от архитекторов:
Расположение и функция
Здание выставочного зала построено недалеко от Москвы, в природном окружении рядом с лесом, для хранения и экспонирования частной художественной коллекции. Аскетичная архитектура проекта призвана подчеркнуть прежде всего ценность выставляемых в нем объектов и создать идеальные условия для восприятия современного искусства.
Структура здания
Одноэтажное здание состоит из нескольких лаконичных архитектурных объемов, заключенных под единой плоской кровлей. Выставочное пространство органично сформировано между ними. Блоки хранилища, медиа пространства и библиотеки акцентированы в интерьере и снаружи собственной отделкой и материалом. Главный вход в здание, не нарушая его аскетичного облика, незаметно организован между крупными архитектурными объемами фасада.
Выставочное пространство
Основные экспозиционные площади находятся в одном уровне, на первом этаже. Они дополнены медиа-пространством, которое размещено в цокольном уровне. Северная и восточная стороны выставочного зала имеют панорамное беспереплетное остекление с видом на лес. Для обеспечения равномерного диффузного освещения, оптимального для экспонирования современного искусства, в выставочном пространстве применена система светового потолка с возможностью регулировки спектра и интенстивности и создания различных сценариев экспозиции. Потолок исчезает, как деталь архитектуры. Остается только свет, сливающийся с окружением. В выставочном зале также предусмотрена зона с естественным верхним светом, где могут располагаться ключевые элементы экспозиции и наиболее масштабные инсталляции, требующие большей высоты.
Хранилище и библиотека
Прилегающий к выставочному залу блок хранилища имеет собственный вход, поъезд и помещение разгрузки работ. Его транзитная зона оснащена подьемником, связывающим хранилище с техническими помещениями и складом упаковки в цокольном уровне. В хранилище также орнганизована зона просмотра работ с высотой потолка и условиями освещенности, аналогичными выставочному пространству. Консольный объем библиотеки, из окон которого не видно ничего, кроме нетронутого леса, буквально парит среди деревьев. Внутри библиотека имеет рабочую зону и стол для переговоров. Поверхности стен закрыты стеллажами из светлого дуба. Снаружи и со стороны интерьера блок хранищища и библиотеки имеют отделку из натуральной лиственницы.
Детали
Архитектурные детали проекта призваны размыть границы между внутренним пространством и природным окружением, подчеркнуть синтез искусства, света и приоды. Остекление выполнено без переплетов, со скрытым оконным профилем. Отделка стены при этом в интерьере и на фасаде выполнена в единой плоскости и общим материалом, что делает окна совсем незаметной и эфимерной преградой между внутренним и внешним. Для создания нейтрального интерьера внутренние пространства максимально освобождены от лишних деталей. Все инженерные системы скрыты в стыках поверхностей стен и потолка. В проекте применена комфортная для произведений искусства система контроля влажности и температуры воздуха, который подается в помещение уже подготовленным, с необходимыми параметрами, из технических помещений в цокольном этаже. Для организации выставок в зале используются мобильные и сборные экспозиционные конструкции, которые в случае необходимости могут быть полностью убраны в смежное с залом помещение.