Жилой комплекс «Рассвет Loft Studio» 3.34, 3.20 в Москве
Территория завода «Рассвет» (в прошлом — фабрика «Мюръ и Мерилиз») постепенно превращается в один из популярных московских арт-кластеров. И первым реализованным проектом преобразования промышленной зоны стали жилые дома: сохраняя исторический дух места, они открыли территорию для города и интегрировали промышленную застройку в живую городскую среду.
Москва, Столярный переулок, 3, стр. 34, 20
фото:
Илья Иванов
2016
реализация:
2014–2018
9 980 м2 (корпус 3.20) и 11 800 м2 (корпус 3.34)
DNK ag
Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев, Мария Устюгова, Анна Баранова, Андрей Тарануха, Елена Филатова, Мария Кочуркина, Илья Болотов
Авторы вдохновлялись непосредственным архитектурным окружением: главный корпус фабрики «Мюръ и Мерилиз», построенный по проекту Романа Клейна — автора ГМИИ им. А.С.Пушкина и ЦУМа; крупнейший в России краснокирпичный католический собор в неоготическом стиле и узорчатые постройки музея-усадьбы Щукина с парком, построенные в псевдорусском стиле в конце ХIХ века (сейчас — Государственный биологический музей им. К.А.Тимирязева). Так на месте индустриальной территории через игру образов, новую материальность и тактильность удалось создать оригинальный проект с нестандартными решениями, а бывшие промышленные проезды преобразить в уютные городские дворики и улицы.
Первая задача, поставленная перед архитекторами, заключалась в том, чтобы превратить бывший панельный заводской корпус конца ХХ века (номер 3.34) в здание с апартаментами. Существующий громоздкий бетонный объем с маленькими окнами диссонировал с окружающей исторической застройкой и не подходил под жилую функцию. Так возник сюжет вставки мелких объемов, сомасштабных окружению и более характерных для жилой застройки, в крупный прямоугольный промкаркас, а также замены демонтированных фасадных бетонных панелей на кирпичную кладку.
Фасад вытянутого промышленного корпуса визуально разбили на несколько объемов, чем-то напоминающих средневековые домики. У каждого — свое лицо: они отличаются фактурой кирпичной кладки, обрамлением окон и типами балконов (выступающие, французские, углубленные лоджии). Кроме того, западные и восточные фасады имеют разную ширину, пропорции и количество окон. Условный дом — одна ячейка фасада — соответствует одному апартаменту. Внутри здания каркас оставили, добавили антресоли в 6-метровые высокие этажи. На четырех этажах теперь двухуровневые апартаменты с двусветными пространствами. В верхнем уровне – мансарда. Парковка организована в существующем подвале здания. Апартаменты первых этажей сделаны с отдельными входами и террасами-палисадниками. Они подняты на уровень пола первого этажа и отделены от проезда подпорной стенкой, за счет чего происходит четкое деление частного и общественного пространства.
Продолжением работы c территорией стало полуразрушенное здание хозяйственного назначения (корпус 3.20), расположенное по соседству и вплотную примыкающее к музейному парку. Его конструкции были преобразованы и выстроены структура и типология здания, нетипичного для Москвы и особенно для центра города. Малоэтажное, оно состоит из таунхаусов — одно-, двух- и трехуровневых апартаментов. Некоторые таунхаусы — с отдельными входами с улицы и палисадниками. Мансарды имеют двусветные пространства и просторные террасы. На первом уровне — крытый паркинг.
Сложная конфигурация здания со структурой внутренних дворов дополнена высокой скатной кровлей с фронтонами и активным силуэтом люкарн. Фасады выполнены из клинкерного кирпича ручной формовки, перекликаясь с краснокирпичной архитектурой исторического музея. В целом после преобразования здание стало походить на большую городскую усадьбу.